краеведческий альманах пинежского села
Хозяйственная деятельность в Верколе до начала XX Века
Хозяйственная деятельность в Верколе до начала XX Века

Хозяйственная деятельность в Верколе до начала XX Века

Материал из книги Веркола по всей Пинеге славится… сост. О. В. Алина; ред. Т. В. Овчинникова. — Архангельск, 2013. — 182 с. : ил. Публикуется с разрешения составителя. Приведенная ниже информация — часть главы «История Верколы в документах и воспоминаниях ее жителей» ?.

В писцовой книге1 конца XVII века сказано: «А посадских людей в Кевроле преж сего никого не бывало и ныне нет, только немногие черные крестьяне от пашен торгуют мелкими товары, и богатых никого нет». Это говорит о том, что на Пинежье люди вели личное натуральное хозяйство, удовлетворяя лишь свои жизненные потребности. Занимались охотой и ловлей рыбы, чтобы прокормить себя. Одним словом, выживали в суровых северных условиях.

И только в XIX веке появились зачатки промысловой хозяйственной деятельности и торговли на Пинежье.

В книге Н. Залывского «Пинежский вектор истории»2 читаем: «Пинежские предприятия в основном были заняты производством товаров за счет переработки естественных природных ресурсов. В перечне этих товаров значились деготь, смола, кожа, кирпич, мука, а также спички, гончарная посуда, краски.

В 1840 году промышленность уезда была представлена 7 кожевенными заводами. Они произвели товаров на 1368 рублей серебром.

Пять действовавших красильных изб окрашивали холсты для домашнего крестьянского употребления.

В течение 1840 года было окрашено 6 000 аршин. В этом же году «на мукомольных мельницах обработано примерно 15, 78 четвертей хлеба и получен доход 528 рублей 85 5/7 копеек серебром».

До 1840 года в Веркольской обители существовал кирпичный завод.

В книге «Веркольская обитель Cвятого Праведного Артемия»3 читаем: «Мысль о построении каменного храма в Веркольской обители подал Преосвященный Вениамин, Епископ Архангельский и Холмогорский; она вызывалась необходимостью обезопасить обитель от пожаров.

Посетив 1 января 1778 года монастырь, архиепископ дал благословление братии строить каменную церковь во имя Праведного Артемия Чудотворца Веркольского с двумя приделами во имя Святителя Николая Чудотворца и Великомученика Артемия Антиохийского. Семь лет трудилась братия над заготовкою материала для церкви и только 23 сентября 1785 года была совершена закладка церкви и началась постройка ея, которая окончилась совершенно в 1806 году».

Архивные документы говорят, что в 1860 году производство товаров на Пинежье растет, к этому времени в уезде действуют заводы: кожевенные – 11, красильные – 5, овчинные – 3, кирпичные – 3, гончарные – 4, известковые – 1, солеваренные – 1, мукомольные мельницы – 97, кузнечный – 1, спичечный – 1.

В 1879 году в Верколе действуют: 2 кирпичных завода (владельцы: Веркольский монастырь и Федор Подрезов (д. Евшинская (Летопола); 2 красильных завода, которые принадлежат Ивану Бурачкину (д. Есиповская (Веркола) и Павлу Федорову (д. Мартыновская (Веркола); 3 мукомольных завода, владельцами которых являются Никифор Бурачкин (Летопола); Павел Федоров (д. Мартыновская (Веркола) и Веркольская общежитская община крестьян.

В Верколе, как и по всей Пинеге, проживали государственные черносошные крестьяне. Они пользовались землей на основе общинного землевладения и платили подати с черной сохи (соха – это старинная мера земли в древней Руси, являвшаяся единицей налогового обложения).

В 1806 году на одну душу по Пинежскому уезду приходилось 4 рубля 85 копеек податей.

Земельная собственность для крестьян была очень значимой. Община сама определяла порядок передела сенокосных и пахотных земель. Надел осуществлялся на мужчин. От надела земли зависел достаток семьи. Например, на один душевой надел можно держать только одну корову. Переделы земли проводились обычно один раз в 10 лет.

Сельское хозяйство было главным занятием населения Пинежья. Сеяли рожь, ячмень, репу, редьку, картофель, капусту. Держали в хозяйстве коров, лошадей, овец. Все вели индивидуальное хозяйство. Некоторые ходили на отхожий промысел, отправлялись на заработки в города: Архангельск, Санкт-Петербург — чаще это были строители, люди, хорошо владеющие топором; кто-то заготавливал дрова и продавал их.

В самом начале ХХ века в Верколе начинают работать:

  1. кузницы у Ефима Кирилловича Чаусова и на Смутове у Стахеева Антона Семеновича, который специально ходил в Питер (в деревне так называли Санкт-Петербург) обучаться делу кровельщика и кузнеца. Крыл крыши в монастыре. Сына его Андрея Антоновича веркольцы помнят как хорошего кузнеца (он работал в колхозной кузнице);
  2. мельница водяная Бурачкиных на Хярге;
  3. кирпичный завод Чуркиных М.Ф и И.Ф. за Попылем., который потом перешел колхозу и работал до 1936 г.;
  4. смолокуренный завод Абрамова И.А.;
  5. торговые лавки: Ставрова М.Г., на дому у Яковлевых (гвозди, скобы, тазы) и лавка Абрамова Е.А.(пуговицы, ленточки и др.)
Дом, построенный для лесничего в 1893 г.

Государственные дома и хозяйственные постройки (амбар, баня, конюшня, хлев) строились для инженеров–лесоводов по типовому плану по всей России. В 1893 году в Верколе построили большой дом для лесничего, который в этом же году приехал в Верколу.

Это был Владимир Платонович Монюшко с семьей. Он окончил Санкт-Петербургский лесной институт, человек был очень умный, деятельный и справедливый.

«У нас была прислуга и средствами к жизни нас обеспечивала не земля, а государственная зарплата. Я провела в Верколе 3 года, в таком мире, в который не дошел не только ХХ, но и ХIХ век…, и эти три года оставили глубокий след в моей душе… Отец, как государственный ревизор местных лесов, являлся барином», – так вспоминает его старшая дочь Елена, которая в 20-х годах уехала за границу и прожила там всю оставшуюся жизнь. Там она написала и опубликовала свои воспоминания, выпустив в 1980 году книжку на венгерском языке. Отдельная глава в ней посвящена Верколе. А ее отца, лесничего, действительно называли «барином» и всех последующих тоже так величали. Дом, в котором они жили, до сих пор называют «Домом барина».


  1. Материалы по истории крестьянского хозяйства и повинностей XVI-XVII вв. / сост. Н. П. Воскобойникова, А. И. Копанев, Г. А. Победимова. – М. – Л., 1977. 

  2. Залывский, Н. П. Пинежский вектор истории России: монография / Н. П. Залывский ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования “Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова”. – Архангельск : Поморский университет, 2007 

  3. Артемиево-Веркольский монастырь / авт.-сост. Л. М. Соснина. – Архангельск : Правда Севера, 2007. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *