краеведческий альманах пинежского села
Веркола — происхождение названия и чудь на Пинежье
Веркола — происхождение названия и чудь на Пинежье

Веркола — происхождение названия и чудь на Пинежье

Как возникло название «Веркола»? Чудное слово, непонятное… ученые-ономасты считают, что оно связано с языком аборигенов – «чуди белоглазой», финно-угорских племен, населявших Русский Север задолго до прихода русских. Г.М. Керт в книге «Вопросы топонимики Подвинья и Поморья» указывает на финно-угорский корень verkk, что значит «сеть». Таким образом, Веркола – это, возможно, место, где сушили сети1.

У самих пинежан было несколько иное мнение на этот счет. Тоже связанное с чудскими племенами, но объяснение совсем другое. В.А. Минин, веркольский житель, рассказывал собирателям из Поморского университета так: Когда шли завоевывать эти земли от чуди, ну, дошли, значит, до горы. Вот у нас выше немножко конец деревни, очень высокая гора, там воткнут кол, и сказали: «Верх кола!» Вот это русь дошла до верху кола, а дальше переименовали в деревню Веркола. Ну, это я слышал вообще-то от старых людей.2

Очень подробно рассказала А.Ф. Ильина из д. Нюхча. Из ее рассказа получается целая карта, которая, если бы мы можно было доверять устным историческим преданиям, отражала бы пути заселения края: …новгородцы все равно занялись освоением. Дойдя до Верколы, они сообщили своим, что «дошли до верхних кола-кола», так как там у чуди был поставлен колокол. От этого «кола-кола» и пошло название Веркола. Дальше дошли до Явзоры. Полководец была женщина. Дойдя до тех мест, она сказала: «Я взираю». Женщину звали Ла. Дальше дошли до Лавелы. Раз вела Ла, то назвали, начиная с имени, получилось Лавела. Тут произошел большой бой. Много погибло новгородцев. И их мертвых сбросали в речку, которую стали называть Поганец, а впоследствии – Поганца (…) Потом дошли до Сульцы и Нюхчи. А здесь полководцем была женщина по имени Ча. Когда сюда подошли, здесь уже никого не было, так как чудь отступила вся. (…) Ча сказала своим воинам: «Понюхала дым – значит, там собирается чудь, нюхачи». Так и назвали селение – Нюхча, мол, у полководицы нюх был хороший. А Кучкас образовался, потому что там собиралась «кучка» поселенцев – новгородцев и москвичей. Так и назвали Кучкас от «кучка народу»3. Обычно рассказывают, что погибли не новгородцы, а финно-угры, но в данном случае рассказчица считает иначе.

Исторические предания о чуди донесли до нас не только «военную» версию гибели чудских племен. Пинежане рассказывали также, что после прихода русских чудь сама себя закопала. Говорят, что не хотели они принять православие, что не могли принять собственной уродливой по сравнению со славянами внешности, а иногда и просто – решили закопать, и все тут: Жили чуди на Караваевом поле. Потом исчезли и появилась деревня Чублак. Избушки у них были на столбиках. Узнали они, что власть меняется, решили и погубить себя. Столбики у избушек подпилили, и их задавило. А потом, когда пахали землю, выпахивали кости и бревна (записан в д. Чублак Коношского р-на С.М. Никоновой)4.

По преданию, не только себя, но и все свое добро чудские люди похоронили в пинежской земле, около Нюхчи: Они весь свой скарб старались спрятать – ведь всё с собой не унесешь, война да всё дак. Это их вся утварь: котлы, чайники, топоры, ножи, самое необходимое, а также свои сбережения, какие у них были. Ну, ножи-то, может, и с собой брали. А прятали все в Пуп. Зарывали в землю. (…) Но это мои предположения.Пуп — это «высокое место на болоте около деревни Нюхча, сразу за которым начинается топь» (Н.Т. Ильин из д. Нюхча, записано в пос. Сосновка)5.

Все эти предания, конечно же, связаны с историческими событиями, хотя и не напрямую. Связаны они и с реально существующими захоронениями, в том числе древними и средневековыми веркольскими могильниками XI-XII вв., открытыми археологами из Сыктывкарского государственного университета Е.М. Колпаковым и Е.Н. Рябцевой в 1990-1992 гг. Известно, что, «по свидетельству местных жителей, еще в начале двадцатого века действовало кладбища закладных покойников, которое располагалось вплотную к могильнику»6. Подробнее об археологических разысканиях в Верколе можно прочесть в соответствующих статьях в рубрике История.


  1. Керт Г.М. Вопросы топонимики Подвинья и Поморья. Архангельск, 1991. с. 10 

  2. Полевые записи публикуются по: Дранникова Н.В. Чудь в устной традиции Архангельского Севера. Архангельск, 2008. №№ 5, 21, 28 

  3. Полевые записи публикуются по: Дранникова Н.В. Чудь в устной традиции Архангельского Севера. Архангельск, 2008. №№ 5, 21, 28 

  4. Полевые записи публикуются по: Дранникова Н.В. Чудь в устной традиции Архангельского Севера. Архангельск, 2008. №№ 5, 21, 28 

  5. Полевые записи публикуются по: Дранникова Н.В. Чудь в устной традиции Архангельского Севера. Архангельск, 2008. №№ 5, 21, 28 

  6. Колпаков Е.М., Рябцева Е.Н. Типы погребальных сооружений XI-XII вв. у д. Веркола на р. Пинеге (Архангельская область) // Первобытная и средневековая история и культура Европейского Севера: проблемы изучения и научной реконструкции. Сборник научных статей и докладов. Соловки, 2006 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.