Это статья Матвея Новинского о его прадеде. Про Евгения Гавриловича Каракина вы также можете прочитать в статье Марии Вячеславовны Каракиной «Мой свекор».
Все дальше и дальше уходят от нас эти страшные и в то же время героические дни 1941-1945 годов. Однако память о событиях семидесятипятилетней давности не ушла, она остается с нами. Слишком высокой была цена завоеванной Победы. Время летит неумолимо. С каждым годом все сложнее находить бесценные документы, стирается человеческая память, уходят из жизни дорогие наши ветераны. Поэтому мы должны и обязаны помнить своих героев и просто рядовых солдат, которые отдавали жизнь за счастливое мирное будущее. Пламя войны не обошло стороной ни одну семью, оно коснулось практически каждой семьи и нашей тоже.
Мой прадедушка, Каракин Евгений Гаврилович, родился 9 марта 1922 года в деревне Веркола Пинежского района. Его родители Гаврила Андреевич и Анисья Степановна были крестьянами, отец пел в церковном хоре. В деревне детей рано приучали к крестьянскому труду. Ещё до школы прадедушка помогал родителям нянчить младших брата и сестру, учился ухаживать за скотом, убирать урожай, ходил в лес за грибами и ягодами. В 1930 году пошел учиться в Веркольскую начальную школу. Из рассказа моего дедушки Жени я узнал, что в школьные годы мой прадед был шустрым малым. Учителем прадедушки был мужчина, так вот этот учитель в перемены развлекал детей игрой на гармошке, a ребятишки плясали. Мой прадед был одним из заядлых плясунов и за зиму проплясал до дыр валенки. За это он заслужил недовольство родителей. Ведь обувь в то время была большим дефицитом. После окончания семи классов прадедушка пошёл работать в колхоз. Пахал, сеял, заготовлял корма. В зимний период работал на лесозаготовках. В то время все работы по заготовке леса выполнялись вручную, топорами и пилами — лучковками. Лесорубы жили целые зимы в бараках без электричества, с керосиновыми лампами. Зимой 1940 года прадеда взяли в бригаду охотников. Они отстреливали белку, куницу, лисицу, приводилось убивать волков и медведей. Прадедушка научился очень метко стрелять, что в дальнейшей его судьбе очень пригодилось.
14 июня 1941 года прадеда призвали в армию. До Архангельска новобранцы добирались на лошадях. Дальше эшелон отправили в Ленинград. Тогда прадед не знал, что буквально через несколько дней наступит главное в его судьбе испытание. 22 июня началась Великая Отечественная война. Военная часть деда находилась около Пскова, войну он начал пулеметчиком в 153 отдельном пулеметном батальоне. В августе 1941 года был переведен в 541 гаубичный артиллерийский полк. Прадедушка вспоминал, что артиллерийское оружие перетаскивали чаще всего вручную. В одном из боев вражеская пуля не пролетела мимо и зацепила деда. Это случилось 8 августа 1941 года. Отбивая атаку пехоты противника, он был тяжело ранен осколком снаряда в правое плечо. Истекая кровью, дед продолжал сражаться с врагом, а когда потерял сознание, его подобрали санитары. Тяжелое ранение на длительное время разлучило его со своим подразделением. Вновь стать в строй он смог только после продолжительного лечения в госпитале. Всю блокаду прадед защищал Ленинград, находясь внутри кольца, около Колпино. Осенью 1942 года полк был переброшен под Шлиссельбург, неподалеку от деревни Марьино, подавляя огневые точки врага, уничтожая скопления немецкой пехоты и техники, с января 1943 года участвовал в операции по прорыву блокады Ленинграда.
14 января 1943 года полк вошёл в состав 80-й тяжёлой гаубичной артиллерийской бригады, 30 сентября 1943 года обращен на её же укомплектование, а сам расформирован.
Приказом Верховного Совета СССР от 30 июля 1943 года прадедушка Женя был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Почти рядом защищал Ленинград его старший брат Николай, военврач. Встретились они только после прорыва блокады, в 1944 году. Но короткой была эта встреча, война развела братьев по разным фронтам до конца войны.
После прорыва блокады Ленинграда прадедушка в составе топослужбы 80 тяжелой гаубичной артиллерийской бригады участвовал в освобождении Прибалтики и Польши. 15 января 1945 года прадедушка Женя, жертвуя жизнью под сильным огнём противника, взялся сам лично доставить военное распоряжение командиру дивизии. За проявленное мужество, отвагу и смелость он был представлен к Правительственной награде, ордену «Красная звезда». В Польше прадедушка получил второе ранение при выполнении боевого задания. После госпиталя освобождал Германию. Его 80-я тяжелая гаубичная артиллерийская бригада прошла славный боевой путь, разрушая своим мощным огнем оборонительные сооружения врага, обеспечивая успешные боевые действия соединений Советской армии. Мой прадед участвовал в штурме Берлина и оставил свою роспись на стене Рейхстага. Когда война закончилась, прадед еще два года служил в Германии. В Берлине он снова встретился со своим братом Николаем. Согласно Указу Президиума Верховного совета СССР от 27 июля 1947 года дед был демобилизован. За время войны он награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями: «За боевые заслуги», «За блокаду Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу в Великой Отечественной войне».
Моему прадеду Евгению Гавриловичу посчастливилось вернуться домой живым.
В июле 1947 года прадедушка Женя вернулся в свою родную Верколу. Нужно было поднимать колхоз после войны. Осенью этого же года его направили в Шенкурск, учится на ветеринара. Через год прадед вернулся с учёбы, реализовав свою любовь к крестьянской жизни, начав работу в Веркольском колхозе. Этой же осенью он женился на моей прабабушке Нине.
Прошлым летом мы всей семьёй ездили в Верколу. Прабабушка Нина рассказывала, как она познакомилась со своим будущим мужем. Первый раз они встретились в клубе. Молодая, красивая учительница сразу приглянулась сельскому ветеринару. Да и он ей тоже понравился — в гимнастёрке, высокий, стройный, к тому же прекрасно отплясывал кадриль. На октябрьские праздники сыграли свадьбу. А в 1949 году у них родился сын, мамин отец, мой дед Евгений Евгеньевич Каракин.
Больше двадцати лет мой прадед проработал колхозным ветеринаром. Его любили и уважали все люди, потому что он был очень добрый и отзывчивый. В любую погоду, в любое время суток он спешил, если было надо, на помощь, лечил животных. Дедушка Женя вспоминает: « Хозяйство в колхозе было большое. Содержали коров, лошадей, овец, кур. Часть ферм находилась на другом берегу деревни, в монастыре, Летополе. Транспортным средством в то время служили лошади. Отец иногда брал меня с собой. Однажды весной мы поехали за реку на телятник. Лёд у берегов уже ослабел, и конь провалился в заберегу. Хорошо, что там было неглубоко и Гаркун, так звали коня, в два прыжка вынес нас на берег. Папа весь день делал животным прививки, а вечером мы вернулись домой уже другой дорогой». Мой дедушка Женя очень любил своего отца, хотя он был строгий, но добрый, и очень многому научил его в жизни, всегда был примером во всём. Дедушка говорил, что отец никогда не кричал на него, не наказывал, был немногословен, не читал «моралей». Достаточно было строгого взгляда, чтобы понять свою ошибку.
Последние перед пенсией годы прадедушка работал учителем труда в школе. Он был очень хороший плотник и столяр, учил детей пилить, строгать, делать полочки, табуретки и многое другое. Летом ребята вместе с моим прадедом обрабатывали школьный огород и ремонтировали школу, осенью помогали убирать совхозную картошку. Бывшие ученики до сих пор вспоминают, как Евгений Гаврилович терпеливо прививал им навыки столярного мастерства. Ведь всё, чему научил их учитель, пригодилось в жизни. Когда прадедушка вышел на пенсию, он тоже не сидел без дела. Он занялся охотой, ставил капканы на зайцев, лис и куниц. Моя мама рассказывает, что она, когда была маленькой, любила встречать дедушку с охоты. Он всегда приносил ей из леса в рюкзаке «гостинчик» от белочки или от зайчика. Сейчас-то она знает, что это были остатки съестных припасов деда, а тогда она искренне радовалась гостинцам: кусочку сахара и горбушке хлеба с солью. А ещё она любила ходить с дедом на парад 9 мая и испытывала чувство большой гордости, когда шла, держа его за руку.
Мой прадед умер 4 июня 1996 года. Но память о нем навсегда увековечена на обелиске, который расположен в центре села Веркола.
Я горжусь, что мой прадедушка, Евгений Гаврилович, был одним из тех, кто защищал нашу страну и победил в этой войне.
Уведомление:Мой свёкор — Веркола