краеведческий альманах пинежского села
Своими делами оставил память о себе
Своими делами оставил память о себе

Своими делами оставил память о себе

Материал из книги Веркола по всей Пинеге славится… сост. О. В. Алина; ред. Т. В. Овчинникова. — Архангельск, 2013. — 182 с. : ил. Публикуется с разрешения составителя. Приведенная ниже информация — часть главы «Исследовательские работы школьников» ?.

Сегодня, в век информации, когда стремительно развиваются новые наукоемкие технологии, когда широко распространяется компьютерная техника, а всемирная сеть Интернет поглотила миллионы пользователей, наше общество обеспокоено духовным обнищанием нации, пассивностью большей части населения, агрессивностью молодежи, нежеланием многих работать, а вследствие этого – процветающей безработицей. Закономерно встает вопрос: как изменить существующую ситуацию?

Государство пытается решить проблему, реализуя национальные проекты, уделяя большое внимание социальным программам. Каков же результат? Вопрос остается риторическим. В школах основными направлениями воспитательной работы становятся гражданско- патриотическое и духовно-нравственное. Поможет ли это решить общественную проблему бездуховности и пассивности? Что же можем сделать мы – молодое поколение, будущее страны? Во-первых, проявить активность, начать действовать, а в этом нам может помочь память о людях- тружениках, общественниках, следование их примеру, достойное продолжение их дел во благо своей земли и своего народа.


Абрамов Даниил Васильевич — первый библиотекарь Верколы

Одним из таких людей был Абрамов Данил Васильевич (14 марта 1924 – 5 октября 2001), фронтовик, орденоносец, общественник, изобретатель, мастер на все руки, глава большой семьи. Добрая память о нем живет в сердцах всех людей, которым посчастливилось жить в одно время с этим поистине великим человеком-тружеником.

В ряды Красной армии его призвали 18 августа 1942 года Кировским военкоматом. Обучался в первом Ленинградском пехотном училище г. Березники на Урале. В конце декабря 1942 года всех курсантов училища направили на фронт в пополнение 433 стрелкового полка. Первые бои вели под городом Жиздры Брянской области. Данил Васильевич участвовал в боях в качестве пулеметчика первой очереди: «Пошли в атаку. Место чистое. Немцы открыли ураганный огонь: пули, снаряды, вой миномётов. Пришлось отступать. Закрепились на высоте». Пинежане, Михаил Земцовский и Данил Абрамов, были на фланге. Патронов маловато, а немцы шли на них через лощину. Поступила команда отойти, но Земцовскому и Абрамову её не передали. Немецкая пехота пошла в атаку. Пришлось вести прицельный огонь. Пули ударяли по рюкзакам за спиной. Данил вёл огонь по наступающему врагу и кричал: «Падают немцы, Михаил!». Меняли позиции. Обоих ранило; одного в руку, другого в голову. Вернулись к своим в сумерки. Командир батальона сказал: «Молодцы ребята, крепко вы нас поддержали»

В тех боях Д.В. Абрамов был ранен и лежал в госпитале г. Нарофоминска с марта по май 1943 года. Затем был направлен в отдельную противотанковую роту в качестве первого номера ПТР (противотанковое ружье). Воевали на Юго-Западном фронте, потом перебросили на Курскую дугу. Шли очень жестокие бои, у противника большое количество танков и пехоты, с воздуха бомбили самолеты, но наша оборона выдержала натиск противника и перешла в контрнаступление. Противник отступал организованно, цепляясь за каждую высоту, за каждый водный рубеж и поселок, на пути все сжигал.

«Меня, – рассказывает Данил Васильевич, – комсомольцы роты избрали комсоргом роты. В одном из боев за господствующую высоту я подал заявление в партию ВКП(б)1, чтобы в бой идти коммунистом. Так поступали и многие другие. Высоту мы взяли, но с большими потерями. У нас из взвода осталось 2 человека, в том числе и я. Здесь меня представили к награде – ордену Красной звезды».

При форсировании речки Снопоть, притока реки Десны, Абрамова Д.В. ранило в грудь осколком гранаты, и он лежал в госпитале в г. Новоалександровске Смоленской области. Осколок так и не достали. По выздоровлении был направлен в отдельный лыжный батальон 139-й стрелковой дивизии под городом Чаусы Могилевской области. Здесь получил билет кандидата партии. Два раза их лыжный батальон выполнял задания успешно, на третий раз был разбит, Данил Васильевич был ранен в голову и направлен в полевой госпиталь.

А потом снова направлен на фронт, уже в автоматную роту.

Летом 1944 года участвовал в боях за город Могилев, форсировал Днепр, воевал под Минском, освобождал Польшу. В боях за Гродно в Восточной Пруссии его снова ранило тяжело в грудь. Лечился в Пензе, был направлен в Саратовское танковое училище, проучившись 8 месяцев после войны, был демобилизован. День Победы встретил в Саратове. Награжден орденом «Красной Звезды», орденом Отечественной войны I степени (1985 г.) медалью «За победу над Германией», юбилейными медалями  «70 лет Вооруженных сил СССР», знаком «Фронтовик 1941-1945», медалью Г.К. Жукова.

О чем рассказала трудовая книжка?

1946 г.– принят на работу зав. Веркольской избы-читальни.
1956 г. – принят на работу в Карпогорский школьный детдом в качестве инструктора трудового обучения.
1960 г. – принят на работу в Веркольскую семилетнюю школу в качестве преподавателя труда.
1966 г. – колхоз «Путь к коммунизму». Принят по найму в качестве токаря и электросварщика.
1969 г. – переведен в совхоз «Быстровский» в связи с реорганизацией. Принят трактористом.
1982 г. – уволен на пенсию по возрасту.

Вот что рассказали нам страницы альбома:

На фронте получил контузию. Физически работать не мог. Приехал домой и стал работать в избе-читальне. Я тогда был кандидатом в члены КПСС. А с 1946 года в апреле была введена ставка библиотекаря. И я библиотекарем проработал ровно 10 лет. Съездил на семинар в район, где собрались библиотечные работники и обсуждали свои проблемы. С семинара со мной в Верколу приехала молодая девушка – библиотекарь.

Она помогла мне расставить книги на полках по отделам, поставили все книги на учёт – завели инвентарные книги. Проработал до 1950 года, раны дали о себе знать, заболел и на год оставил работу. Заменили меня Минина Таисья Афанасьевна и Жгутова Лидия Андреевна.

Проводил большую работу. Оформляли выставки книг, обсуждали, устраивали громкие читки, беседы, особенно на политические темы – о Пленумах, съездах партии. Вся политическая пропаганда возлагалась на библиотекаря. Готовили концерты, доклады к праздникам, инсценировки, по А.С. Пушкину «Цыганы». Первыми помощниками были учителя, работники детского сада, специалисты колхоза. Очень дружно работали с избачём Белоусовым Геннадием Васильевичем.

За хорошую работу библиотеке и избе-читальне была вручена премия – радиоприёмник «Родина». Можно было ловить любую радиостанцию.

Работа в библиотеке мне нравилась, было интересно, но я был не специалист. Поэтому в январе 1956 года направляют в Верколу нового библиотекаря-специалиста Клопову Евстолию Васильевну (Кокорину). А я перешёл работать избачём, потом инструктором по труду в детском доме. Детский дом ликвидировали, перешёл в школу учителем по труду»


Встреча выпускников Веркольской школы 1984 г. (во втором ряду
третий справа Абрамов Д.В.)

Учительская деятельность Данила Васильевича началась в детском доме в 1956 году. Работал он там до его закрытия в 1959 году. Было время, когда детдомовцы репу на колхозных полях воровали, тогда он предложил ребятам самим ее сажать, а чтобы она крупная вырастала, научил как правильно ухаживать за овощами и сорняки полоть. Вырастили ребята свою репу и воровать пепкстали. В детском доме были лошади, и учитель вместе с ребятами летом заготовлял сено. В свободное время пели песни под баян, Данил Васильевич рассказывал о фронтовой жизни.

Потом со старшими ребятами решили сделать столярную и слесарную мастерскую в пустовавшем монастырском здании. Полов не было, печки не было, пришлось самим набирать полы, сделать печку, застеклить окна.

В мастерской занимались ремонтом стульев, табуреток, делали модели для выставок. Одна из ни модель знаменитого речного парохода «Курьер» с колесами, с электродвигателем – в корыте могла плавать, красиво была раскрашена, только без гудка. Несколько лет спустя, когда собирались бывшие детдомовцы на встречу выпускников, говорили: «Спасибо, Данил Васильевич, за трудовые навыки».


Абрамов Д.В. на семинаре библиотекарей
в Карпогорах (в первом ряду справа)

Когда детдом расформировали, Абрамов Д.В. начал работать в Веркольской школе учителем труда.

Так как образование у него было только 8-летнее, чтобы преподавать электротехнику, весь курс изучил самостоятельно по учебникам, и тогда получил допуск к преподаванию.

По воспоминаниям его учеников, был хороший, толковый учитель. Его ученица Поленкова Г.Ф. вспоминает: «Добивался, чтобы все понимали материал, правильно называли вещи и инструменты. В школе сделал первую электростанцию. И первые новогодние елки с электрическими огнями появились благодаря ему».

Учил всему: строгать, вытачивать детали из металла. Преподавал доходчиво, учил начальному электрооборудованию. Запомнилось, как учил моторы подсоединять к электричеству, в то время это было очень интересно. Он все мог преподнести, имел широкий кругозор. Был требователен, уравновешен, спокоен, рассудителен, никогда не грубил, не ругался

Из воспоминаний Нехорошкова Ф.М

Таких людей редко встретишь, говорил его ученик и коллега Н.А. Фролов. Вел кружки. Во время его преподавания в мастерской велись слесарные и столярные работы. На каждого ученика был верстак. В мастерской все было разложено по своим местам, содержалось по правилам техники безопасности. К уроку всегда был готов чертеж на доске, записан порядок действий. Зимой и осенью работали в мастерской, а с весны по осень ходили на полевые работы. В школе был крольчатник и курятник, учащиеся обихаживали животных, выращивали капусту, морковь, огурцы в парниках. Слава о школьной капусте шла по всему району. Овощи не только для себя выращивали для школьной столовой (обеды были бесплатные), но даже продавали жителям деревень Смутово, Летопола и Новый Путь.

Учитель постоянно экспериментировал, придумывал, как бороться с сорняками, как добиться большей урожайности, менял поля, выбирал семена. Уроки труда Д.В. Абрамова действительно были очень полезны. Его ученики говорят, что когда заканчивали школу, умели пользоваться инструментом, работать топором и рубанком.

В то время много было детей, росших в семьях без отцов, поэтому его считали вторым отцом, который прививал необходимые с детства трудовые навыки. У него был врожденный дар – любовь к детям и людям.

В 1965-1966 годы в Верколе были курсы обучения трактористов. Обучали молодых ребят работе на тракторе. Среди троих учителей был и Данил Васильевич. Он сам учился и одновременно был учителем. Преподавал он систему зажигания. Когда курсы закончились, все обучающиеся получили «корочки»- права трактористов в Верколе, даже ехать на экзамен никуда не пришлось, потому что преподавание было очень хорошим. С тех пор и прижился в колхозе Данил Васильевич.

Когда работал в колхозе, а затем в совхозе, выполнял любую работу: мастера-наладчика, сварщика, токаря. Он рассказывал, что токарный станок был привезен из АЛТИ2. Все ответственные работы выполняли в его присутствии. Когда устанавливали колхозные электростанции, обязательно его приглашали. В деревне он установил 5 электростанций (тогда не было государственных). Вся техника, которая поступала вновь, не обходилась без него. Работником он был дисциплинированным, не считался со временем, выполнял много общественных поручений. Был очень внимателен ко всему, активным неравнодушным.

Избирался депутатом, руководителем цеховой профсоюзной организации, был в партийном бюро, посещал все партийные собрания, принимал участие в выборных компаниях, тогда ведь не все хотели этим заниматься, общественная работа была бесплатной, занимала много времени. Он проводил политучебу с механизаторами в гараже перед работой, приглашал представителей из района. Вообще любил обсуждать политические проблемы.

Сам придумывал механизмы и приспособления, чтобы сделать труд людей легче. Сделал точило для топоров, кос. Он придумал, чтобы ручное точило работало с помощью моторчика и ремня. Крутилось оно на малых оборотах через редуктор. Было водяное, вода наливалась в поддон и смачивала точило. Раньше было очень неудобно наливать масло в редуктор тракторов и машин, надо было пользоваться ручной масленкой, он придумал механическую, работающую с помощью насоса от трактора. Он сделал сверлильный станок, всегда что-нибудь конструировал, не сидел без дела.

Когда к Абрамову обращались за помощью, он всегда был готов помочь, был отзывчивым человеком. Работал на совесть, качественно. Был безотказным в любом отношении. Не пил, не курил. Был мастером на все руки. Где нужно было сделать по-настоящему хорошо, всегда обращались к нему. К нему шли с разными заказами. От простейших до сложных, по местным меркам даже уникальных. Мастер был палочкой-выручалочкой.


Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны, поставленный по инициативе Абрамова Д.В.

Инициативный был, за все брался. Благодаря его настойчивости был установлен памятник тем, кто не вернулся с войны, он хотел, чтобы помнили погибших за родину. Данил Васильевич был отличным печником, из кирпичей, оставшихся от ремонта клуба, вместе с Абрамовым Петром Александровичем сами выложили памятник, а под него заложили капсулу с именами погибших на войне и пропавших без вести. Памятник открывали 9 мая 1970 года.

Чтя память о погибших, сам участник войны, он каждый праздник приходил в школу, расказывал детям о войне. День Победы считал самым главным праздником.

Был первым руководителем лагерей труда и отдыха для школьников в летнее время. Организатором был хорошим. Установил строгий распорядок дня. Бригада осваивала 70 гектаров сенокосных угодий, в основном все делали школьники: косили, гребли лошадями. Воспитателей тогда не было. Утром собирались на планерку, становились кругом, Даниил Васильевич делал перекличку, говорил о погоде, какой участок предстоит обработать, кто будет косить, кто пойдет на подкоску, кто будет «ворочать». Татьяна Александровна Абрамова вспоминает: «Я работала в ученическом звене и уже тогда умела хорошо косить, но многие не умели и Данил Васильевич учил косить, держать грабли, грести, подгребать, как захватить охапку, технику безопасности обязательно показывал. А в минутку отдыха рассказывал или показывал что-нибудь шутливое, умел снять напряжение.

В деревне никого не оставалось в сенокосную пору, были все на работе. Ребята получали зарплату, сами оценивали свой труд. Часто приезжало на проверку начальство из района, нас всегда хвалили, знали, что мы под надежным руководством, а мы старались не подводить, каждую куличку обкашивали, каждую травиночку собирали, работали ответственно».

Поистине много добрых и теплых слов сказали односельчане о Даниле Васильевиче.

А страница трудовой книжки добавляет: занесен на Доску почета совхоза «Быстровский» (1972 год), награжден бесплатной туристической путевкой на Черное море (1972 год), объявлена благодарность (пятикратно) и награжден Почетной грамотой совхоза «Быстровский» (пятикратно).

Большая семья Абрамова Д.В.

Семья у Данила Васильевича и Александры Васильевны была большая, пятеро детей, четыре дочери и сын, все дочери получили специальное образование, у всех семьи. Все в деревне скажут, что добрые, работящие и внимательные у них дети.

По словам Татьяны Александровны Абрамовой их семьи были родственными. В гостях Даниил Васильевич был шутником, всегда умел развеселить компанию. Пел песни, любимая песня была «Любо, братцы, любо, любо, брат, служить». Вообще пел песни хорошие, патриотические. Рассказывал, как воевал на Курской дуге. Для детей проводил игры, конкурсы, концерты на елке, мог подбросить идею, например, кем на проводы зимы нарядиться, кем выступить, как лошадь украсить. Когда его дочь училась в Ленинграде, Татьяна Александровна вспоминает, он сам писал ей письма, такие серьезные и обстоятельные, и ей тоже тогда очень хотелось получать письма именно от отца.

Больше всего Данил Васильевич любил заниматься с внуками. Пел, играл, научил работать лобзиком, пилой, топором. У них часто собирались дети со всей округи. Он делал горку для детей, катал их. Приучал к технике. Никогда не ругался.


Внуки тоже платили дедушке любовью. В школьных альбомах сохранились их сочинения. Внук Саша так написал о своем дедушке: «В деревне все его уважают. Я горжусь своим дедушкой».

Не эти ли слова, по-детски трогательные, станут достойными памяти любимого деда, исторического деда нашей деревни!

Мы с уверенностью можем сказать, что у нас есть у кого учиться активности, ответственности, любви и доброте. Беседуя со старшими, мы узнали имена еще многих достойных людей деревни. Они учат нас жизни, в действительном, настоящем ее значении. Память — это жизнь человеческой души, и пока память жива, жив человек, живет человечество.


  1. Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) — официальное название КПСС с 1925 по 1952 годы 

  2. Архангельский лесотехнический институт 

Один комментарий

  1. Уведомление:История Веркольской библиотеки — Веркола

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *