краеведческий альманах пинежского села
Веркольская старина в коллекции музея «Малые Корелы»
Веркольская старина в коллекции музея «Малые Корелы»

Веркольская старина в коллекции музея «Малые Корелы»


Материальная культура Пинежья содержит как общерусские черты, так и присущие ей самобытные особенности. Они выражаются в сочетании крайне архаичных элементов, иллюстрирующих полунатуральность крестьянского хозяйства, с довольно активным проникновением городской культуры, характерным на Русском Севере для второй половины XIX – начала ХХ века.

Кроме того, сильное влияние на развитие культуры Пинежья оказали соседи – русские жители Подвинья и Мезени, коми в приграничных поселениях, в скромных архаичных орнаментах прослеживаются черты культуры финно-угорского населения этих земель.

В коллекции музея «Малые Корелы» насчитывается 1319 предметов из Пинежского района, 167 из них поступили в музей из Верколы. Они представляют домашнюю утварь, распространенные ремесла и промыслы, духовную культуру, архитектуру.

Имея значительное количество региональных нюансов, народная культура Русского Севера была в своих главных чертах всё же единой. Это отразилось и в строительных традициях. На Пинеге существовал общий для всего Севера тип жилого комплекса дом-двор, в котором под одной крышей объединялись жилые и хозяйственные постройки. Очень большие объёмы таких домов, соединение жилой и хозяйственной частей исключительно «брусом», использование под жильё только верхнего, стоящего на высоком подклете помещения, широкое распространение по всей Пинеге шестистенков, почти обязательное устройство «зимников» («ниских», «скотных» изб) – вот основные отличительные черты, определяющие облик деревень Пинеги.

В коллекции «Дерево» 80 предметов, поступивших из Верколы. Они представляют значительную часть домашней утвари, орудий промыслов и сельского хозяйства, инструментов.

Дымник (КП-2601)

Для конца XIX века в этой местности деревянный дымник стал уже редко встречающейся архитектурной деталью кровли. Связано это с переходом на топку по-белому и соответственно кирпичные или реже глинобитные трубы (в 80-е годы ХХ в. встречались уже только в деревне Хорнеме). В коллекции музея представлен такой дымник (КП-2601), привезённый экспедицией в 1976 году, а с 2009 года он является одним из наиболее привлекающих внимание посетителей экспонатом на выставке «Рублено топором».

Большая часть крестьянской мебели была деревянной, неподвижной. Подвижная мебель представлена в основном в интерьере горниц. На неё значительное влияние оказала городская культура. Горницы предназначались для приёма гостей в торжественных случаях и использовались в летнее время как спальные комнаты. Меблировка этих помещений является соединением традиционного интерьера русской избы с городской гостиной. В горнице могло стоять два стола, застеклённые посудные шкафы, несколько стульев (из Верколы в коллекции всего один – КП-14163), кровать (КП-14172 и КП-14156). В переднем углу горницы помещали самые дорогие иконы – в окладах и киотах (КП-14176). Последние представляют собой небольшие деревянные шкафчики, в которые для большей сохранности помещается икона. Как архитектурная деталь дома выступает полочка для икон (КП-14171), она вытесана из одной доски с округлым задним краем, спереди по центру вырезана трапециевидная выемка.

В быту пинежского крестьянина самое широкое распространение имели изделия из дерева и бересты. Из этого материала изготавливалась основная масса орудий труда и утвари. В конструкции, форме и декоре деревянных и берестяных изделий прослеживаются общие для Русского Севера и локальные традиции.

К общесевернорусским по типу и конструкции предметам можно отнести сельскохозяйственные орудия, средства передвижения, комплекс предметов, связанных с обработкой льна и ткачеством, большую часть домашней утвари. Местные пинежские особенности проявляются главным образом в общей грубоватости отделки и почти полном отсутствии декора.

Сельскохозяйственные орудия Пинежья по форме и конструкции не отличались от общесеверных. Наиболее распространёнными были двузубые сохи, хотя в конце XIX века на Пинеге стали изготавливать сохи с отвалом – косули. К этому времени бороны-суковатки почти повсюду вышли из употребления, наиболее распространёнными стали вязаные бороны. В каждой волости были мастера, снабжавшие сельскохозяйственными орудиями всю округу. В коллекции из Верколы представлены некоторые из них: две кичиги (КП-2516, КП-14212), сенокосные вилы (КП-14207, КП-14213), лопата для провеивания зерна (КП-14145), два калача для вязки сена (КП-14177, КП-2520). Животноводство также проиллюстрировано несколькими деревянными предметами: вертлюг для привязывания животных (КП-2666, КП-14179) и корыто для кормления (КП-14209).

Деревянная утварь была традиционной по форме и технике изготовления. Преобладала долблено-резная посуда. Из веркольских предметов к ним можно отнести пивоваренный ковш (КП-2574), ковш для воды (КП-14228), четыре поварёшки (КП-2674, КП-2635, КП-2518, КП-2677), два крупеника для раскатывания теста (КП-2699 и КП-2679), три хлебопечные лопаты (КП-14205, КП-14206 и КП-14175), ложку (КП-2607), совок для муки (КП-14200), ведро долблёное (КП-14187), ступу (КП-14191), кадку с крышкой (КП-2603), мутовку (КП-2671).

В конце XIX века довольно широко стала употребляться точёная посуда. Жители среднего и нижнего Пинежья вывозили её с Мезени. В музейной коллекции из Верколы – это чаша (КП-2634) и скалка (КП-14201).

Бондарная посуда (бочки, ушаты, кадушки, лагуны) изготавливалась повсеместно крестьянами, специализировавшимися в этом ремесле, и была сходной по форме и технике с бондарной посудой других районов. Подобной утвари из Верколы в музейной коллекции нет. К этому разделу можно косвенно отнести коромысло для ушата (КП-14208), оно представляет собой длинную палку, к середине которой прикреплена цепь, а на другом конце этой цепи находится более короткая палка.

Изделия из луба и бересты широко использовались в каждом пинежском доме. Лубяные короба производили практически в каждой деревне. Техника изготовления коробов аналогична мезенской. Их каркас делали из ели, на концах проструганных брусьев вырезали захваты, по местам сгибов делали запилы. Бруски запаривали в кипятке и выгибали. Концы соединяли деревянными клёпками. В отличие от мезенских пинежские короба никогда не расписывали. Среди предметов, поступивших из Верколы, их пять, и они отличаются по своим размерам и форме, имеют крышки (КП-2606, КП-14167, КП-14218, КП-14162, КП-14143). В виде круглого лубяного лукошка выполнена хлебница (КП-2681). В каждом хозяйстве было несколько десятков коробов, использовавшихся по различному назначению.

Намордник для телёнка (КП-2514)

Из бересты делали туеса, пестери, полотухи, солонки. На Пинеге, как и на Мезени, преобладают сшитые изделия, однако здесь производились и плетёные вещи, встречающиеся на Мезени лишь в единичных случаях. Туеса трёхслойные, с обшивкой из соснового корня по краям, однотипные с мезенскими и верхневычегодскими. Туеса такого же типа распространены и среди коми. Из интересующей нас местности в фондах музея хранятся два туеса: один с крышкой, второй без неё (КП-2602 и КП-2672). Среди плетёных из бересты предметов к Верколе относятся три солонки, которые имеют форму «сапожок» (КП-2631, КП-2632, КП-2633), чехол для ножа (КП-2630), намордник для телёнка (КП-2514).

В отличие от Подвинья на Пинеге и на Мезени изделия из бересты никогда не изготавливались на продажу. Техника их производства была аналогична мезенской.

Деревянный промысловый инструмент из Верколы также характеризует распространённые в уезде ремёсла. В первую очередь это плотницкий и столярный инструмент: деревянный молоток – киянка (КП-14151, КП-14210), рубанок-дорожник (КП-2686) и колотушка для конопатки стен (КП-2670), для плетения рыболовных сетей использовались рогатка (КП-2680) и челнок (КП-14150). Из охотничьего инвентаря в коллекции «Дерево» представлена точёная круглая пороховница на кожаном ремне (КП-14139). Производство валенок в уезде подтверждено также несколькими предметами из Верколы: каталка (КП-2678/1), колодка (КП-2678/2) и клин к колодке (КП-2678/3).

Прялка (КП-14214)

Прядение и ткачество оставались во второй половине XIX века важнейшими занятиями пинежских крестьянок. Комплекс орудий, применявшихся для обработки льна и шерсти, отличался глубокой архаичностью и практически не менялся в течение столетий. Все орудия изготавливались обычно самим крестьянином; единственным покупным предметом в конце XIX века была привозная прялка.

На Пинеге была широко распространена прялка-корневуха. В конце века стала применяться составная прялка. Местные пинежские прялки также не украшались резьбой и росписью. Они были двух типов: лопасть прялок первого типа постепенно сужалась в верхней части, завершалась одним или двумя городками, иногда такие прялки декорировались рядами выемок (КП-14214, КП-14215). Прялки второго типа имели прямоугольную лопасть, украшенную рядом городков. (КП-14211).

Во второй половине XIX века в среднем и верхнем течении Пинеги широкое распространение получили палащельские прялки. В начале ХХ века здесь начали появляться подражания палащельским и ракульским прялкам. Центры изготовления таких прялок были в Верколе, Явзоре, Покшеньге. Из Верколы в коллекцию музея их поступило пять единиц (КП-14169, КП-7221, КП-14318, КП-14142, КП-14217).

В верховьях Пинеги делали прялки, напоминавшие ракульские, но в отличие от последних не расписные, а окрашенные.

Для сматывания нитей использовали мотовила разных видов. Из Верколы в фондах музея этот инструмент представлен в виде вьюхи со стояном (КП-14188).

Интересными в собрании из Верколы являются точёная составная швейка (КП-14168) и резная швейка (КП-2604).

Ткацкие станы были преимущественно составными. Единственными их украшениями были конские головы на набилках и конские фигурки на блоках стана (КП-7219/1, КП-7219/2). В коллекции есть два неукрашенных блока (КП-2668/1, КП-2668/2). Ещё одна деталь ткацкого стана из Верколы – притужальник (КП-2667).

Пинежские «катальные прялки» (рубели) также как и прялки, не украшались ни резьбой, ни росписью (КП-14174). Только в районе Кевролы они украшались грубой геометрической резьбой (КП-2515). Пинежские рубели – прямоугольные, вытянутые, со слабо проработанной рукоятью; форма их схожа с рубелями Каргополья.

В коллекции «Древнерусская живопись» хранятся две иконы

Это икона «Спас Вседержитель» (КП-2687), привезённая в 1976 году, и домовая икона «Распятие» (КП-14157), поступившая в музей в 1996 году. Обе иконы датированы XIX веком. В пинежских домах иконы традиционно располагались в переднем углу избы и горницы, а характерной особенностью в регионе было украшение иконами «шолнышного» угла.

Домовая икона «Распятие» (КП-14157)

В коллекции «Металл» 44 предмета представляют изделия из меди фабричного производства и из кованого железа, созданные местными кузнецами.

Рукомойник (КП-2600)

Медной утвари, бытовавшей в каждом, даже беднейшем крестьянском доме, на Пинеге не изготавливали. Большая часть медной посуды в Пинежский уезд поступала из Холмогор и окрестных деревень. К предметам, привезённым из Верколы, относятся братыни-ендовы – медные чаши с носиком для слива (КП-2579, КП-14164, КП-14170), два стакана (КП-2575, КП-2576), чаша (КП-2578), кастрюля без крышки (КП-2580), два котелка (КП-17760 и КП-17761), чаша (КП-2578), три рукомойника: два из них медные закрытые двурогие (КП-2513 и КП-2600), а третий также закрытый, но с коническим клапаном, который датирован 1925 – 1950 годами (КП-14184).

Самовар (КП-14161)

В конце XIX – начале ХХ века в крестьянском быту стали использоваться самовары, изготовленные в основном на тульских заводах. В 1996 году из Верколы в фонды музея поступил самовар тульской фабрики Рейнтгольда Андольфовича Тейле (КП-14161).

К предметам хозяйственного назначения относятся поддужные колокольчики. Три из них отлиты на Валдае Новгородской губернии (КП-14226, КП-14225, КП-14140), один – в Нижегородской губернии (КП-9483) и один – на заводе братьев Поповых в Вятской губернии (КП-9484). Также был привезён набор разновесов из четырёх гирек (КП-6315).

Починкой медной посуды занимались медники. Особых помещений они не имели, а работали в домах или банях. Таких мастеров в уезде было немного.

Светец (КП-2685)

В крестьянской общине кузнечество было одним из необходимейших ремёсел. Кузнецы занимались производством сельскохозяйственного инвентаря: сошников, кос, серпов, в коллекции из Верколы есть навозные двузубые вилы (КП-14196), они также изготавливали мелкокалиберное охотничье оружие и капканы (КП-2573), домашнюю утварь – ухваты (КП-14204, КП-14203, КП-14202, КП-14199, КП-14178), сковородник (КП-14197), печные салазки (КП-14198), светцы (КП-2685, КП-14152), ключ для замка (КП-14194), ножницы (КП-14166).

В коллекцию музея из Верколы включены инструменты, созданные кузнецами. Большей частью – это плотницкий и столярный инструмент: зубило (КП-14195), тесло (КП-14180), четыре скобеля (КП-14148, КП-14147, КП-2517, КП-2519), бурав (КП-2684), нож желобчатый (КП-2683), кочедык (КП-14192) – плоское шило для изготовления плетёных из бересты изделий, резец для производства долблёной посуды (КП-2682), и кузнечный инструмент – клещи (КП-14182) и молот (КП-14183).

Коллекция «Керамика. Стекло» насчитывает 17 изделий. Большая их часть кустарного производства.

Тарелка (КП-14189)

На Пинеге не было центра, подобного мезенскому Тимощелью, где большая часть населения занималась гончарным делом. Каждая пинежская волость имела одного — двух мастеров, снабжавших гончарными изделиями всю округу. Набор утвари был традиционным для Русского Севера: кринки, горшки, роговики, кубы, кисельницы, миски. По технике изготовления и обжига пинежская керамика не отличается от двинской или мезенской. Зато она имеет несколько отличную форму: донышки в диаметре несколько меньше, чем у двинских и мезенских изделий, а стенки – менее выпуклые.

Горшок (КП-2566)

Как и в других районах Севера керамическую утварь оплетали берестой, чтобы предохранить её от поломки.

В коллекции «Керамика. Стекло» из Верколы следующие предметы: 10 кринок (КП-2559, КП-2569, КП-2560, КП-2558, КП-2557, КП-2572, КП-2570, КП-2563, КП-2562, КП-2561), миска (КП-2568), тарелка (КП-14189), роговик (КП-2567), маслённик (КП-2571), два горшка (КП-2565 и КП-2566), фабричная бутылка из-под бальзама (КП-14185).

В коллекции «Ткани. Меха. Кожа» 22 предмета из Верколы иллюстрируют традиционный пинежский костюм.

На Пинежье в конце XIX – начале ХХ века были развиты все виды художественного текстиля, кроме кружевоплетения: ткачество, вышивка, вязание, набойка.

Сырьём для тканей домашнего производства служил лён, конопля, овечья и коровья шерсть. В коллекции продемонстрированы пять мотков льняных нитей разных цветов (КП-14220, КП-14221, КП-14222, КП-14223, КП-14224, КП-14219).

Пестрядь является одним из самых распространённых способов орнаментирования ткани. На Пинеге эта клетчатая ткань (клетка мелкая, сложная) спокойного, чаще холодного колорита.

В Пинежском уезде выращивали льна больше, чем на Мезени, и здесь были меньше распространены фабричные ткани, поэтому преобладали узорные ткани домашнего изготовления. Таким образом, пинежский народный костюм гораздо больше был украшен тканым и вышитым орнаментом, и он оказался меньше подвержен городскому влиянию, чем мезенский.

В рассматриваемый период в бассейне реки Пинеги женская одежда представляла традиционный северорусский комплекс: рубаха, сарафан, пояс и головной убор.

Женская рубаха (КП-14216)

В коллекции музея из Верколы представлены две женские рубахи с пестрядинными рукавами (КП-14216, КП-14158). Имеются и рукава без стана: двое пестрядинных (КП-14159, КП-14155) и одни из фабричной хлопчатобумажной ткани жёлтого цвета (КП-14141). Традиционная пинежская рубаха длинная, ниже колен, туникообразная, с длинными рукавами, скошенными к кисти при помощи клиньев. Рубаха состоит из двух частей: верхняя часть – «рукава», нижняя часть – «стан».

Сарафан (КП-7220)

Повседневные сарафаны: пестрядинные, синяки «без строк», набивные. К последним относится сарафан (КП-7220). Набивные ткани были широко распространены на Пинеге в конце XIX – начале ХХ века. Ткани с набивным рисунком изготавливались как местными мастерами в Суре, Нюхче, Верколе, так и мастерами, приезжавшими с Северной Двины.

Второй сарафан праздничный, выполнен из хлопчатобумажной ткани (КП-14154). Как ещё один пример одежды из привозных тканей в коллекции представлена кофта из тафты и ситца (КП-14153).

Пояс (КП-2676)

Сарафаны традиционно подпоясывались. Тканьё поясов на Пинеге, как и на Мезени, резко отличается от всех видов местного ткачества: яркие пояса контрастировали со сдержанными цветами сарафанов и рубах.

По технике исполнения узорные тканые пояса Пинеги менее разнообразны, чем мезенские: здесь довольно редко встречаются пояса, тканные на ткацком стане и «в кружках». Большинство поясов плетёные или тканые «в бёрдышке». Из Верколы в коллекции представлено деревянное бёрдышко (КП-14227) и два пояса (КП-2675 и КП-2676).

Из традиционных пинежских женских украшений в коллекцию включено шейное украшение – пёрлышко (КП-17595).

Пёрлышко (КП-17595)

Если женский костюм на Пинежье остаётся, в основном, традиционным, то мужская одежда изменяется под влиянием городской моды.
Праздничная мужская одежда состояла из рубахи, сшитой из фабричной ткани. Особенно любили красные кумачовые рубахи и брюки из тонкого фабричного сукна. В нашей коллекции представлена белая с вышивкой рубаха из хлопчатобумажной ткани (КП-14160).

Рубаха (КП-7218)

Повседневная мужская одежда состояла из длинной рубахи, сшитой из холста, пестряди, набойки или ситца и портов из домотканого холста. Из Верколы в данном случае в фонды музея поступила пестрядинная рубаха (КП-7218).

Из мужской одежды в коллекции также представлен сюртук (КП-2673).

Кожаные предметы продемонстрированы конской уздой (КП-14144) и промысловым ремнём с кованой скобой для топора (КП-14173).

В коллекцию «Рог, кость. Камень» включены два предмета — брусок для правки косы (КП-14146) и фрагмент сургуча (КП-14190).

Основной особенностью материальной культуры Пинежья во второй половине XIX – начале ХХ века является крайняя архаичность конструкций и декора вещей, изготавливавшихся в этом районе, а также отсутствие ярких художественных промыслов, распространённых на Мезени и Двине.

Для Пинеги характерно сильное влияние соседних районов Севера: в верховьях – среднего Подвинья, в низовьях – нижнего течения Двины и Мезени. Это влияние выражалось в большом количестве предметов из этих уездов в пинежских домах.

Сильны были этнокультурные контакты части населения Пинеги с соседними коми, выражавшиеся в бытовании однотипных вещей.

Также в рассматриваемый период наблюдается проникновение в крестьянский быт элементов городской культуры.

Источники:

  1. Лютикова Н.П. Женские художественные ремёсла и народный костюм населения бассейна реки Пинеги в конце XIX – начале ХХ в. // Научный архив АГМДЗиНИ «Малые Корелы» Ф.1, Оп. 1, Д. 1448, Л. 206 – 237.
  2. Михайловский Ф.А. Интерьер крестьянского жилища района реки Пинеги во второй половине XIX – начале ХХ в. // Научный архив АГМДЗиНИ «Малые Корелы» Ф.1, Оп. 1, Д. 1448, Л. 91 – 109.
  3. Шангина И.И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 688 с.
  4. Шелег В.А. Промыслы, ремёсла, торговля и пути сообщения Пинежья во второй половине XIX – начале ХХ в. // Научный архив АГМДЗиНИ «Малые Корелы» Ф.1, Оп. 1, Д. 1448, Л. 185 – 205.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *