краеведческий альманах пинежского села
Возрождение монастыря. Начало
Возрождение монастыря. Начало

Возрождение монастыря. Начало

Каждый год Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова приезжала в Верколу, где похоронен ее муж Федор Александрович Абрамов (†1983). В 1988 году она услышала, что в Веркольском монастыре хотят организовать туристический центр. На Пинегу приезжало очень много туристов, и на лодках, и на плотах. Обязательно останавливались в обители, жили в палатках. Бродили по монастырю. Пока еще оставались иконы, увозили их с собой. Людмилу Владимировну, как человека верующего, информация о создании такого центра просто потрясла. Она решила, что надо срочно монастырь вернуть Церкви. Крутикова попросила своего духовника в Ленинграде, отца Анатолия, благословить ее заняться возрождением Веркольской обители. Он ей сказал: «Это и мужчине не под силу, вы не представляете, за что хотите взяться». Но она ему ответила: «Отец Анатолий, вы меня благословите, а там – как Бог даст. Кроме меня больше некому». И батюшка ее благословил.

Мысль о возрождении монастыря у Людмилы Владимировны появилась не случайно. Федор Александрович Абрамов еще в 70-е годы прошлого века с болью смотрел, как разрушается обитель, и говорил, что это великий памятник, и его нужно обязательно возродить <…>

Ф. А. Абрамов понимал, что без духовного возрождения России трудно ждать перемен к лучшему. Конечно, в 1970-е годы и речи быть не могло о появлении в Веркольской обители монашеской братии. Но в конце 80-х наступила другая эпоха, и это стало возможным. Людмила Владимировна Крутикова начала действовать. По ее просьбе Татьяна Сергеевна Курдюмова из Подмосковья узнала, куда нужно направить письма с просьбой о передаче монастыря Православной Церкви. Окозалось, что сначала необходимо создать в деревне Веркола православную общину и письма посылать от ее имени. Активисты Дмитрий Михайлович Клопов, Галина Северьяновна Постникова, Таисия Афанасьевна Минина, Александра Федоровно Абрамова, Нина Афанасьевна Клопова и другие пошли по деревне собирать общину. Ее председателем единогласно выбрали Дмитрия Михайловича Клопова. 55 жителей Верколы подписались под обращением о передаче им храма.

Людмила Владимировна от имени Веркольской православной общины направила три письма: председателю Совета Министров РСФСР Александру Владимировичу Власову, Патриарху Московскому и всея Руси Пимену и в Совет по делам религий. Курдюмова помогла, чтобы эти письма дошли до адресатов.

В Карпогорах собрались представители лесного и сельского хозяйства. На совещание пригласили членов Веркольской православной общины. Был там и Дмитрий Михайлович Клопов. «Мы сказали, чтобы нам отдали храм, – вспоминает он,- председатель Веркольского сельсовета – ни в какую, потому что школьникам учиться будет негде. Я говорю: ничего, найдется место. А некоторые предлагали не только храм отдать, но и весь монастырь. Спрашивали, как мы его возрождать будем. Я отвечал: чего-нибудь придумаем. Вы, коммунисты, всё разграбили, разворовали, разбомбили, вот нам и поможете. Дадите три миллиона, мы деньги на дело пустим».

Совет по делам религий Совета Министров СССР на своем заседании 19 марта 1989 года зарегистрировал религиозную общину Русской Православной Церкви в деревне Веркола Пинежского ройона Архангельской области с передачей ему здания церкви Артемия праведного для молитвенных целей.

Весной 1990 года пришло известие о передаче Веркольского монастыря (кроме игуменского корпуса, в котором располагалась школа) в распоряжение Русской Православной Церкви.

25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.

В апреле 1992 года монастырь зарегистрирован областным Советом народных депутатов Архангельской области как юридическое апреле лицо.

Но вернемся к началу 1990 года. Известие о передаче монастыря верующим Л. В. Крутикову-Абрамову очень обрадовало. Но тут встала другая проблема: кто будет служить?

– Я стала у настоятелей ленинградских храмов спрашивать, не знают ли они священника, который бы поехал в Верколу, где мы организовали общину, церковь ей передали, а служить некому. Мне все говорили: «Людмила Владимировна, у нас здесь священников не хватает, а вы хотите, чтобы кто-то в такую глушь поехал».

Тогда она обратилась к Дмитрию Сергеевичу Лихачеву за помощью и советом. И они вместе в июне 1990 года послали письмо епископу Архангельскому и Мурманскому Пантелеимону с просьбой направить священнослужителя в Верколу.

Панихида у могилы Фёдора Абрамова.
Веркола. 5 августа 1990 г.

На Пинежье 5-го августа всегда отмечали Артемьев день. Ходили в часовню к отроку, которая находится на Ежемени, в трех километрах от монастыря, и молились ему. В 1990 году в Верколу, по просьбе Крутиковой, приехал настоятель Свято-Ильинского кафедрального собора Архангельска, протоиерей Владимир Кузив. В праздничный день, впервые за несколько последних десятилетий, священник отслужил молебен Святому Праведному Артемию Веркольскому около его часовни (внутри ее в то время еще находились сусеки для хранения зерна).

Молебен у храма на Ежемени. 5 августа 1990 г.

В этот же день было и открытие нового памятника на могиле Федора Александровича Абрамова в Верколе. Батюшка провел панихиду на могиле писателя. 5 августа 1990 года запомнился веркольцам как один из самых радостных и торжественных дней в их жизни. К часовне, а потом на открытие памятника собралось очень много людей.

Людмила Владимировна с отцом Владимиром съездили в монастырь. Обошли все здания. Собор был очень сильно разрушен. А про Артемиевский храм батюшка сказал, что в нем можно служить. На собрании общины решили, что нужно собрать средства и отремонтировать келью для будущего священника. Сбор денег в Верколе возглавила Таисия Афанасьевна Минина. Жители деревни в первый же день пожертвоволи 140 рублей. Открыли специальный счет в Карпогорском отделении Сбербанка. В Литературно-мемориальном музее Ф. А. Абрамова в Верколе и совхозе поставили ящики для пожертвований.

Денежными средствами распоряжался Дмитрий Михайлович Клопов. У него сохранилась школьная тетрадочка, на которой написано: «Учет – расход церковных денег. 1990 год». В ней есть, например, такие записи: «Поступило на 15 сентября 40 руб. 74 коп. Взял замки висячие 3 штуки на 6 руб. 74 коп., путевка на рубку леса 12 руб. 76 коп. Остаток 29 руб. 40 коп. 18 октября в 15 час. 18 мин. вскрыта урна в музее. Денег 73 руб. 32 коп. Куплено стекло оконное на сумму 44 руб. 10 коп. За билет лесничеству заплатил 13 руб. 17 коп. За три дня отдал 45 руб. Борису Яковлеву за рубку сучьев. Я лес пилил. Бензин по 30 коп. За четыре дня израсходовали 20 литров на трактор на сумму 6 руб. 40 коп. Итого 51 руб. Заточка цепей 4 штуки по 50 коп».

А 18 октября 1990 года по благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона в обитель прибыл священник Иоанн Василикив. Спустя два года он принял монашеский постриг с именем Иоасаф. Община встретила батюшку радушно. Предложили переночевать в Верколе, но он попросил, чтобы его сразу же перевезли через реку на лодке в монастырь.

Директор Веркольской школы Вера Васильевна Степанова так вспоминает о первой встрече с отцом Иоанном: «Было уже холодно, мороз, а я его увидела в плаще, шляпе и летних ботинках с маленьким чемоданчиком в руках. Подумалось, как он выживет? Оказалось, что теплых вещей у него с собой никаких нет. Помню, когда мы в 1978 году приехали с мужем Александром Борисовичем и сыном жить и работать в Верколу, то с первой получки сразу же купили валенки, овчинные тулупы, шубники и шапки. Мы дали отцу Иоанну валенки, но он от них категорически отказался. Во всех монастырских зданиях окна были выбиты. Мы предложили батюшке пожить в игуменском корпусе, где располагалась школа и наша семья. Но он ответил, что ему нужно не временное жилье, потому что он приехал сюда работать и жить на долгое время. Он нашел келью с целыми стеклами. Мы с мужем принесли постельное белье и дрова. Натопили печку, долго с ним сидели. После нашего ухода он сам закрыл заслонку, но, наверное, рано, угарно стало. Однако батюшка всё-таки сумел встать. Как-то в сильные морозы у него волосы примерзли к подушке. Мы снова стали звать его к себе, но он так и остался в своей келье».

«Артемиево-Веркольский монастырь». (Автор-составитель Л. М. Соснина). Архангельск, 2010. С. 111–117.

Один комментарий

  1. Уведомление:Артемиево-Веркольский монастырь — Веркола

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *