Традиционный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия. В Верколе жители сохранили не только память о том, как одевались в прошлом и позапрошлом веке, но и материальные свидетельства ушедшей эпохи.
У многих жительниц сохранились сарафаны, которые носили они сами или их мамы, бабушки.
У моей бабушки были праздничные сарафаны, были рабочие сарафаны, всегда она была в повойнике и повязана платком
— вспоминает Татьяна Николаевна Седунова.
Шьют реплики старинных сарафанов и повязок и в наши дни, например, для выступлений Веркольского народного хора или в качестве подарка на юбилей. Много шьет Валентина Ивановна Минина.
Традиционный пинежский костюм довольно хорошо изучен. В 2008 г. вышла книга З.Г. Пашковой «Пинежский народный костюм XVIII – начала XX века», где достаточно подробным образом с иллюстрациями описываются предметы старинного костюма. Однако не меньший интерес представляют рассказы местных жителей об истории и восприятии старинных костюмов, а также своего рода видео мастер-классы по их крою, носке и хранению, с которыми можно познакомиться в данной статье.
Одежда классифицируется, как правило, по материалу, крою, рисунку и цвету.
Синяк
Синя́к
представлял собой холстяной сарафан, крашенный кубовой краской, со строкой, по которой идут металлические пуговки. Этот сарафан был обрядовым: в нем венчали, в нем и хоронили. Самые богатые невесты (хвалёнки
) носили на гулянья так называемый большой наряд
(или нарядье
): сарафан, коротёну
, платки, повязку на голову.
Коротёны часто шились из парчовой ткани, она была показателем достатка. Особо престижным считался красный цвет, красная парча как будто светилась.
Сверху могли надевать кабату́шку
(«рукава») для тепла.
Валентина Ивановна Минина рассказывает:
Молодая женщина украшала себя [синяк] стро́ками, медными пуговками. К синяку надевали
намышницуили можно было пестрядинную рубаху надеть, в яркую клетку, — но ни в коем случае не надевалиполурубашье. Обязательно к синяку надевали красненький платочек, с цветами может быть, хлопчатобумажный, не шелковый. Повойнички можно было надеть. Если женщину замуж выдавали, снимали большой наряд, одевали на венчание вот этот синяк, одевали повойник, платок, и когда она подходила к концу своей жизни, спарывали все эти украсы и вот в этом синем ее клали в гроб.
Наби́ванники
Холщовую ткань красили в синий и с помощью специальных досок и кубовой краски набивали рисунок, обычно растительный орнамент. О.В. Алина вспоминает, что ее бабушка Земцовская Анастасия (Настасья) Александровна всегда надевала набиванник на Пасху.
А́глицкими
(т.е. «английскими») называли сарафаны или платки с рисунками (обычно желто-зелеными) по красному полю.
Очень любили и переливчатые сарафаны из продольных полос двух цветов, двоели́снье
. Такие сарафаны относятся больше к городскому типу. С ними могли надеть шелковый платок.
Пестряди́нный
сарафан (из пестряди, клетчатой ткани). Бывают в крупную и мелкую клетку, бело-красные или бело-сине-красные. К пестрядинному сарафану есть специальные рубахи и намышница. Становина рубахи набиралась на станке, потом наносили досками печать – узор. В новом пестрядиннике ходили на гулянья, только потом он становился рабочим сарафаном (О.В. Алина).
Носили также атласники
, они считались нарядными сарафанами; сатиновые – выглядели очень выгодно, блестели – «девки на гулянье надевали, просто так понаряжаться вечерами, на работу его не носили конечно» (В.И. Минина); ситцевые – «худенькие сарафанчики», чаще светлые, нарядные, к ним можно было надеть нарядные рубашки и полурубашья. Летом в ситцевые сарафаны наряжались на гулянья, зимой надевали иногда надевали такие же, когда собирались на вечеря́нки
. На все мечи́ща
(летние гулянья) ходили в рубашках с широким рукавом с кружевами или вышивкой. Иногда рукава надевались отдельно, не вниз, а поверх сарафана и застегивались на пуговке.
Существовало также несколько типов шерстяных сарафанов, например, гарусные – из легкой тонкой шерсти; кашемировые – очень редкие и тончайшие шерстяные сарафаны.
Пожилые женщины носили тёмные простые сарафаны. Сарафаны и платки чёрного цвета были исключительно траурными: их надевали только на похороны или в первые сорок дней/год после смерти близкого.
Любой сарафан носили с поясом. Пояса носились всегда, если надевалось несколько сарафанов (часто наверх надевался самый нарядный, чтобы он не мялся и не пропотевал, а нижние создавали объем), то каждый подпоясывался отдельно. Пояс завязывали под грудью на левую сторону.
Повойник девушки надевали когда выходили замуж и потом ходили в нем всю жизнь, повязку больше женщина не надевала. К венцу ехала – ее снимали. Заплетали две косы, укладывали их на голове, в повойник все волосы прятали и завязывали его лентами (О.В. Алина).
Начиная с 1950-х гг. повойник заменил белый или синий ситцевый платок
. Простенькие ситцевые белые платочки использовались в работе, в быту, на сенокосе, дома (Т.Н.Седунова).
Также на голову повязывали платок-кораблик, аглицкий (барановский) платок или надевали шаль. Помимо платков, которыми покрывали голову, носили особые платки-аловицы
: такие алые платки повязывали на плечи и грудь невесты (О.В. Алина).
Шали
Рипсовые шали были очень дорогими, разных размеров, передавались из поколения в поколение. Бывали синего или зеленого цвета с оранжевыми кистями и орнаментом (дубовыми листьями). Такую шаль носили как платок или повязывали сверху на повойник, и так выходили на праздник. Это был предмет роскоши. Когда выдавали замуж, эту шаль обязательно накидывали.
Носили и шали попроще. В 60-70 гг. были популярны шерстяные белые, черные или зеленые шали, затем вошли в моду павловские платки.
Рукавички
Т.Н. Седунова рассказывает:
Овечью шерсть ткали на прялке, затем белую
жичу(шерсть) красили в оранжевый или синий цвета – в лавку привозилась краска только таких цветов. Типичными северными узорами, которыми украшались и рукавички, считались кресты и ромбики.
Несмотря на то, что традиционный пинежский костюм уже не служит повседневной одеждой для пинежан, нельзя сказать, что традиция полностью утеряна: жительницы помнят и с удовольствием рассказывают, что и как носилось, хор шьет концертные костюмы, бабушки наряжают внучек на выступления, дети плетут пояса со старинными узорами… Таким образом, старинный костюм является источником вдохновения для современных жителей.
Источники:
Пашкова З.Г. Пинежский народный костюм XVIII – начала XX века. – Карпогоры, 2008. – 160 с.: ил.
Спасибо большое, уж больно я люблю такие костюмы и северный говор, проглядывающий в речи рассказчиц,
Уведомление:Веркольский народный хор — Веркола