краеведческий альманах пинежского села
История прихода Святителя Николая Чудотворца в Верколе
История прихода Святителя Николая Чудотворца в Верколе

История прихода Святителя Николая Чудотворца в Верколе

Мы можем лишь выдвигать предположения о том, когда был создан веркольский приход, однако можно с уверенностью сказать, что упоминание о Никольской и Георгиевской церквях – первых приходских церквях Верколы – приходится на 1623-й год, поскольку запись в писцовой книге была помечена именно этой датой. Тогда они находились на другой стороне реки. Известно также, что эти церкви появились на Пинежье значительно раньше Свято-Артемиево-Веркольского монастыря, прославившегося благодаря Cвятому Праведному отроку Артемию. Обе церкви сгорели 21 июня 1639 года, после неоднократно перестраивались и снова приходили в абсолютную негодность для совершения богослужений, из-за чего в 1868-м году Артемиево-Веркольским монастырем было принято решение о переносе престола Святителя Николая Чудотворца, где более ста лет покоились мощи отрока Артемия, на противоположный берег реки Пинеги в деревню Веркола. (???)В том же году новый храм был построен, а уже в следующем – освящен тогдашним настоятелем обители игуменом Феодосием Ореховым и приходским священником Афанасием Ульяновским.

Запись из писцовой книги, 1868-й год
Никольская и Георгиевская церкви до пожара

Анастасия Васильевна Заварзина поведала в беседе про облик еще не тронутого храма: «У храма был купол один. А заходишь – колидор большой. По ту сторону комната и по другую. Потом заходишь в храм, там возвышение – клирос».

Никольская церковь, перенесенная на другую сторону Пинеги

До нас дошла запись легенды из рассказа одного из пинежских жителей, объяснившего, почему один из престолов назван именно в честь Святителя Николая Чудотворца:

«Это было давно-давно, до монастыря Веркольского. <…> Будто бы на карбасах раньше ездили. И вот поднялся ветер, и они стали тонуть. Явился Николай Чудотворец. Один единственный мужик видел эту… И эту лодку со всеми несли с мужиками, к берегу пригнал, и они спаслись. Спас их. В честь его церковь построили вверху».

История этого чуда помогает понять, почему Святитель Николай Чудотворец в Верколе особенно почитаем – практически у каждого жителя села есть его икона. Безусловно, также чтут в селе Святого Праведного отрока Артемия и Святого Великомученика Георгия. Известны многочисленные истории исцелений молившихся, некоторые из них были тщательно собраны Людмилой Михайловной Сосниной в книге «По молитвам к праведному отроку Артемию» (Архангельск, 2019).

Собственных средств церковь не имела, кроме, разве что, незначительных добровольных пожертвований прихожан, а потому продолжала существование только с помощью благотворителей. В Верколе часто вспоминают историю о протоиерее Сергиеве – Иоанне Кронштадтском, – пожертвовавшем на сельский храм тысячу рублей, когда пребывал в этих краях. Все деньги были потрачены на нужды храма, в том числе на приобретение церковных облачений.

Изучая историю церковной жизни в селе, мы обратили внимание на полное отсутствие какой-либо информации, касающейся советского периода, при наличии данных о других временных промежутках. Опросив веркольцев, мы обнаружили, что фотографии храма тех времен невозможно найти даже у старожилов; причиной тому – их отсутствие. Существует, возможно, в единственном экземпляре, карточка из альбома Марии Вячеславовны Каракиной, но, к большому сожалению, увидеть эту фотографию нам не удалось.

Отец Илья (Еремеев), нынешний настоятель, поведал о состоянии церковной жизни в эти непростые годы. «Информации, конечно, никакой», – сообщил батюшка, добавив, что любые сведения до сих пор приходится собирать практически по крупицам. Однако существуют и общеизвестные факты, которыми священник поделился с нами. К тридцать седьмому году прошлого столетия храм закрыли уже абсолютно точно и стали использовать в качестве клуба, где местным жителям показывал кинофильмы и устраивали вечерние танцы; после это же строение переделали в склад для хранения муки. Спустя некоторое время крыша здания стала течь, но ремонтировать ее никто не стал – складу пришлось выехать. Староста прихода вспоминала облик разоренного в советские годы храма и с содроганием рассказывала, каким страшным он показался ей в шестьдесят четвертом году. В 1965-м году храм «пустили на избушки»: отдельные части разобрали и, по словам Анастасии Васильевны Заварзиной, увезли на пожни (сенокосные угодья) в Боровые и Грибово.

Переправа верующих через Пинегу в годы без храма, 15-е октября 2005-го года

Также нам удалось узнать, что в 70-е годы, когда служить уже было негде, на дому у семейства Маремьяны и Егора Ивановича Семьиных собирались бабушки-староверки. Отец Илья рассказал, что с бабушками был и дьякон Иван Андреевич Бурачкин, родственник Раисе Прокопьевне, у которого хранились старые богослужебные книги. Говорят, верующие собирались не только на Пасху и другие большие праздники, может быть, получалось молиться вместе и по воскресеньям. До восстановления монастыря и появления домового храма крестились тоже «бабушками» – своего священника не было. Одна из наших собеседниц сообщила, что сразу после назначения священника в Верколе бывало крестились даже по тринадцать человек за один раз.

Вспоминая и восстанавливая хронологию прихода, крайне важно остановиться на истории воскресной школы, созданной силами прихожан. Известно, что еще в 1876-м году на средства игумена Феодосия были построено здание сельского приходского училища, содержавшегося вплоть до 1917-го года за счет монастырской казны; в этом здании приблизительно через сто лет разместился литературно-мемориальный музей Федора Александровича Абрамова. В начале 2000-х годов, когда Никольский храм, в котором был крещен Федор Александрович, уже давно не существовал, миряне начали делать первые шаги для того, чтобы постепенно возродить церковную жизнь в селе, даже если возможности построить новый храм не существовало. Светлана Юрьевна Галочкина, бывшая старостой прихода Святителя Николая Чудотворца с 2007-го года и стоявшая у истоков этой работы, поделилась с нами тем, как были приложены все усилия для появления сельской воскресной школы – жители надеялись организовать проведение занятий в здании, построенном при игумене Феодосии. После решительного отказа школьного руководства в организации любых религиозных мероприятий Светлана Юрьевна предложила веркольцам устраивать воскресные встречи в музее. Идею удалось реализовать: в музее  стали часто бывать «батюшки из-за реки». Поначалу катехизация устраивалась только для взрослых, но несколько позже стало очевидно, что и для детей занятия необходимы. Так с 2000-го года стал приезжать учить детей (прежде всего детей сотрудников музея, которые стали самим фундаментом воскресной школы) иеромонах  Венедикт (Меньшиков) с монахом Анатолием, а после начал каждое воскресенье проводить занятия и готовить к праздникам иеромонах Варнава (Лосев). «Отец Варнава – добрый батюшка, умел находить подход к детям. Умел очень легко и просто рассказывать о сложных вещах. Допустим, догмат о Святой Троице – ну как это расскажешь детям десяти-одиннадцати лет? А вот он умел находить слова», – замечала Светлана Юрьевна.

О. Варнава (Лосев), 2000-й год

Можно сказать, приход начал возрождался прямо в музее – поначалу встречались все вместе для изучения Закона Божия в маленькой комнатке, на месте которой сейчас находится один из выставочных залов. Обучалось в первое время шестнадцать ребят: маленькие дети самой Светланы Юрьевны, Екатерины Афанасьевны Богдановой, Галины Николаевны Ставровой, Нины Борисовны Никифоровой, Ирины Александровны Стахеевой, Надежды Дмитриевны Каракиной, Ольги Витальевны и Алексеея Евгеньевича Алиных, Тамары Николаевны Колесниковой и других, а еще Света Клопова и внук Тамары Ивановны Постниковой Саша. Дети были приблизительно одного возраста – около десяти лет.

Воскресная школа, 2005-й год

С 2004-го года воскресная школа переместилась в малую избу Иняхинского дома. К работе с детьми подключилась Валентина Ивановна Минина, руководительница веркольского хора, и стала прививать любовь к рукоделию.

В.И. Минина обучает детей делать куклы, май 2003-го года
О. Прохор освящает малую избу Иняхинского дома, 31-е июля 2003-го года

Светлана Юрьевна с Александрой Федоровной Абрамовой, давней активисткой прихода, решили возить ребят в паломнические поездки: начали с Суры, побывали в Антониево-Сийском монастыре, Ежемени, Ваймуше и других значимых для пинежан местах.

С о. Варнавой в Суре, 29-е июня 2001-го года
С о. Варнавой в Суре, 4-е июля 2002-го года
В Антониево-Сийском монастыре, 2004-й год

В 2000-м году отец Варнава уехал для обучения в Московской Духовной семинарии, и на его место в том же году был поставлен иеромонах Прохор (Кузнецов). В Верколе до сих пор вспоминают, как отец Прохор пел знаменным распевом на службах в монастыре. В 2004-м году Глебом Борисовичем Печенкиным, возглавляющим «Общество любителей знаменного пения имени святителя Иова в Москве», в июле проводился очередной съезд знаменного пения, после которого он вместе со многими другими участниками шестого июля приехал в Веркольский монастырь вместе с хором на праздник Святого Праведного отрока Артемия. У Светланы Юрьевны сохранились как уникальные записи той службы, так и записи распева отца Прохора – отрывки из Пасхального канона, Великопостные песнопения и тропари Святому Праведному отроку Артемию.

Отец Прохор помимо служения в монастыре преподавал в воскресной школе Ветхий Завет и понемногу разбирал с детьми основы пения по крюкам.

О. Прохор ведет занятие воскресной школы, 2004-й год

По авторскому сценарию отца Прохора Алексеем Евгеньевичем Алиным в 2005-м году к юбилею воскресной школы был снят короткометражный фильм «История веркольской воскресной школы», в котором приняли участие и прихожане, и священники; отец Прохор также занимался монтажом и озвучиванием фильма.

А.Е. Алин «История веркольской воскресной школы», 2005-й год
А.Е. Алин в процессе съемок спектакля

В 2007-м году отец Прохор уехал в Санкт-Петербург на подворье Валаамского монастыря, и воскресная школа прекратила свое существование.

В 2003-м году состоялась регистрация прихода Святителя Николая Чудотворца, спустя полгода после которой в Верколу из Москвы переехал будущий священник Илья Еремеев вместе со своей семьей. В 2004-м году его рукоположили в дьяконы, а затем – 12-го июля 2005-го года – в карпогорском храме Святых Апостолов Петра и Павла Владыка Тихон совершил рукоположение в священники.

Долгое время вопрос со строительством храма не мог решиться, потому что на том месте, где когда-то находился алтарь первой церкви, был поставлен памятник героям Великой Отечественной войны, из-за чего построить храм на прежнем месте стало невозможно. Одна из прихожанок поведала, как несколько людей специально отправились в Москву к старцу схиигумену Власию испросить совета, и на заданные вопросы он ответил такими словами: «Строить только на том месте, где был храм. Там ангел стоит и плачет, что храм разорили». После многочисленных собраний жителям удалось договориться, чтобы обновить и перенести памятник «Героям, павшим за Родину» и установить на его месте поклонный крест.

Поклонный крест на месте прежнего храма, 20-е июля 2021-го года

До того момента богослужения продолжали совершаться в Иняхинской избе, но после переговоров с администрацией Пинежского района и сельсоветом удалось получить маленькое здание бывшей столовой при детском саде в аренду – обо всем договаривалась Светлана Юрьевна, она же оформляла документы. В течение нескольких лет Светлана Юрьевна переписывалась с Валентином Григорьевичем Распутиным, Василием Ивановичем Беловым, Андреем Михайловичем Турковым, Ниной Николаевной Усатовой, протоиереем Артемием Владимировым и многими другими, и в результате переписки приходом были получены многочисленные пожертвования; также много жертвовала церкви Людмила Владимировна Крутикова, вдова Федора Александровича Абрамова.

О. Илья совершает богослужение возле Иняхинского дома

После обретения помещения стала возрождаться и духовная жизнь прихода. (Марина Владимировна Чекалина, имеющая музыкальное образование, обучала пению на клиросе, а Светлана Юрьевна пробовала сохранять  традицию знаменного пения – клирос, куда входили также Татьяна Александровна Клопова, Игорь Алексеевич Чекалин, и Александра Федоровна, собирался на спевках в Иняхинском доме. Параллельно с этим в здании непрерывно шли ремонтные работы. Здание пищеблока стояло всего шесть лет, но состояние его было плачевным – все заросло малинником, вместо окон остались лишь пустоты от выбитых стекол, потолок провалился, крыша в дырах – до весны о ремонте и речи быть не могло. Весной Татьяна Александровна Клопова с мужем расчистили дорогу до храма и начались работы – специально для ремонта были приглашены люди из Карпогор, а Татьяна Александровна агитировала помощников-веркольцев. Василий Александрович, ее брат, нарезал окна и вставил рамы. Игорь Алексеевич Чекалин с отцом Ильей хлопотали о починке потолка, обивали стены вагонкой. Один из жителей подарил железную печку для отопления храма. Бывшая в то время председателем Пинежского собрания депутатов Татьяна Ивановна Казакова и Галина Васильевна Антропова, председатель ПО Сурское, дали средства на закупку линолеума, который можно было бы постелить на полы. Вячеслав Калинин, работавший в монастыре переплетчиком книг, изготовил самостоятельно весь иконостас, а также оборудовал место для клироса. Все село постепенно включилось в работу и помогало в строительстве совершенно безвозмездно – людей объединяла общая мечта о собственном храме. О молитве не забывали – вся община каждый четверг читала акафист Святителю Николаю Чудотворцу, а потом и Пресвятой Богородице Казанской в малой избе Иняхинского дома.

Здание бывшего пищеблока в процессе ремонта

10-го апреля 2011-го года отец Илья с отцом Лазарем из монастыря совершили освящение храма. Это вдохнуло новые силы в веркольцев. «Идет работа, идет битва», –  говорит о настоящей ситуации отец Илья. Основная работа по храму лежит на Татьяне Александровне Клоповой и матушке Марии. Среди подвижников, готовых, по словам батюшки, «ради храма на все»,  можно назвать Ирину Александровну Стахееву, Александру Федоровну Абрамову, Светлану Юрьевну Галочкину, Марию Вячеславовну Каракину, Татьяну Николаевну Немытову и Любовь Васильевну Рябову.

Сейчас в домовой церкви проводятся еженедельные службы по воскресеньям и Всенощные в субботу, а по большим праздникам и среди недели. Пока что довольно непросто организовать каждодневные службы из-за небольшого количества прихожан, а потому часто служить не получается. Отец Илья сообщил, что как правило, в будние дни служатся молебны, к которым во время праздников добавляется канон и чтение Евангелия – своеобразная «короткая утреня». Помимо того, крещения, отпевания и венчания проходят там же – когда храма не было, приходилось приглашать священника «из-за реки» и совершать все на дому.

Соборование в храме
Пасхальное богослужение у храма. На фото: Фёдор Абрамов, Сергей Никифоров, Евгений Галочкин и Алексей Никифоров

Занятия воскресной школы возобновлены и теперь проходят в самом храме каждое воскресенье; на катехизации включают фильмы о Символе веры, о Святых и православных праздниках. Прежде, когда было меньше  места, проектор направляли прямо на стену; сейчас удается поставить специальный экран. Также, после долгих размышлений, было принято решение сделать занятия совместными – как для детей, так и для их родителей одновременно. Отец Илья готовил видеоматериалы, рассказывал о Боге, о Символе веры, задавал вопросы и руководил дискуссиями, направлял их движение. На занятиях Отец Илья готов обсуждать с ребятами и современную музыку, проблемы современной культуры, связывая это с темой беседы о вере, батюшка не избегает сложных, вызванных «больными» проблемами нашего времени вопросов. В этом году удалось получить отдельное помещение для занятий – на данный момент в здании идет ремонт, который рассчитывают в скором времени завершить.

Уже четвертый год подряд приходом проводятся «Детские Артемьевские чтения», вдохновленные идеей традиционных «Абрамовских чтений», во время которых школьники представляют подготовленные доклады по объявленной заранее тематике, а в свободное от слушаний время детей ожидает насыщенная культурно-развлекательная программа. Первый год Чтения проводила учитель Веркольской школы Анисья Петровна Абрамова, а потом организацией стала заниматься матушка Мария и продолжает сложившуюся традицию до сих пор. В Чтениях ежегодно принимает участие от пятидесяти до ста человек со всей Архангельской области. Ниже мы представляем статью участницы работы Чтений Ефросиньи Еремеевой: эта статья, основа доклада, иллюстрирует уровень требований к участником Чтений и качество их работы. Статья публикуется впервые. Ее содержание значительно расширяет проблематику предложенной посетителям сайта-альманаха статьи об истории Веркольского прихода.

Ефросинья Еремеева.

Веркольский приход. Факты и документы.

«О времени образования Веркольского прихода достоверно неизвестно; но несомненно, что он существовал уже в 1577 году, когда были открыты клириком (дьяком) тогдашней приходской церкви Святителя Николая Андроником мощи св. праведного Артемия, почивавшие после того более ста лет в этой церкви. Первая ли эта церковь со времени открытия  прихода, кем и когда она была построена и освящена, неизвестно».[1]

Первые веркольские приходские церкви находились на левом берегу Пинеги, в том месте,  где сейчас стоит деревянный храм Пророка Божия Илии Свято-Артемиево-Веркольского монастыря. (В 1577 году монастыря в этих местах не было.) Слух о помощи, исходившей от мощей Святого отрока, приводила в храм все больше и больше богомольцев. Кеврольский воевода Афанасий Пашков, на месте обретения мощей выстроил прекрасную церковь во имя Великомученика Артемия, намериваясь перенести туда мощи, огородил ее оградой и даже устроил кельи для монашествующих, в благодарность за исцеление своего сына. Первым монахом, а вернее, иеромонахом был Иона, потом в  начальники монастыря был поставлен иеромонах Рафаил. Эти события можно назвать рождением Артемиево-Веркольского монастыря. Но вернемся к веркольской церкви. Та, в которой почивали мощи Святогов Праведного  отрока Артемия, в 1640-х годах сгорела. Мощи чудом уцелели и были перенесены во вновь выстроенную деревянную часовню.

У меня в руках копия из Государственного областного архива «Ведомости о Церквах за 1864 год».

Из этого документа мы узнаем, что взамен сгоревшей церкви вновь были выстроены и освящены одна за другою две церкви: 1-я в 1697 году, по Указу Преосвященнейшего Афанасия  Холмогорского и Важеского во имя Святителя Николая Чудотворца и 2-я в 1720 году по Указу Варнавы Архиепископа Холмогорского и Важеского  во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. Церкви были устроены тщанием прихожан.[2]

Далее в документе дано описание состояния прихода и храмов:

«2. Здания деревянные обветшалыя, последняя Георгиевская чрезвычайно ветха и чрезвычайно опасна для отправления богослужений. При них особо колокольня деревянная, неизвестно когда построена, в 1845 г. тщанием прихожан поправлена, — находятся сии строения на левом берегу  реки Пинеги, по течению, поодаль Веркольского, Артемиева Общежительного Монастыря.

3. Престолов два: в холодной Церкви во имя Святителя  и Чудотворца Николая, а в теплой во имя  Святого Великомученика Победоносца Георгия.

4. Утварию, ризницею и Богослужебными книгами сии Церкви малодостаточны.

5.  Причта при Церквах, по штату 4-го класса, в 1845 году положено: Священник и Дьячок.

6. Земли при них: усадебной одна десятина 1100 сажень квадратных, на сии земли документов не имеется.

7.  Домов у Причта два – деревянные, построенные прихожанами на земле  Церковной. Оба сии дома, как Священнический, так и Дьяческий для жительства весьма неудобны.

8. На содержание причта с 1845 года получается жалованья по штату 4-го класса 150 рублей, а именно: Священнику 110 рублей, Дьячку 40 рублей. Доходов в  сем году получено 6 рублей. Сверх того они имеют во владении земли пахотной 8 десятин 57 сажень и сенокосной 12 десятин 1929 сажени, подлесной 200 сажень и неудобной 1 десятина 1100 сажень, а всего 22 десятины 329 сажень квадратных. На все сии земли ни документов, ни плана, ни межевой книги при Церквах не имеется.

9. Ни часовен, ни Богаделен, ни лавок и других зданий нет, кроме трех медных котлов весом 4 пуда 30 фунтов за провар коих в сем 1864 году получено в Церковь доходу около рубля.

10. Капиталов, внесенных в кредитные учреждения в пользу Веркольской Церкви, по билету Государственного банка, состоит за № 8090-ым в 250 рублей и по билету  за № 84285-ым в 1000 рублей, пожертвованных Высоко Преосвященным Игнатием Архиепископом Воронежским и Задонским на 10-ть церквей Пинежского уезда, на вечные времена, из коих 100 руб. принадлежит сей Церкви.

 11. Расстояние сии Церкви от Духовной Консистории в 382-х верстах, а от Духовного Правления во 182-х при местном Благочинном.

12. Ближайшие к сим Церквам суть, вниз по  течению реки Пинеги, Христорождественская Шардонемская Церковь в 32-х верстах, а вверх по той же реке Лавельская Ильиненская в 30-ти верстах.

13. Приписной домовой и кладбищенской Церкви нет.

14. Опись Церковному имуществу, учиненная в 1856 году за печатью Архангельской Духовной Консистории: главная за №2037 и дополнительная за № 2038  состоят налицо в исправности.

15. Копии с метрических книг с 1814 года имеются в целости.

16. Духовные росписи с 1840 года хранятся в целости.

17. Приходорасходные книги о суммах  свечной и кошельковой ведутся исправно и хранятся в целости.

18. В обысковой книге, выданной за шнуром и печатью Духовной Консистории в 1857 году в августе месяце и скрепленной присутствующим священником  Кремлевым, писанных листов 44 листа, а не писанных 3 листа.

19. Скитов, сельбищ и молитвенных домов в сем Веркольском приходе нет».[3]

Итак церкви обветшали, два дома причта «неудобны для жилья». Да и к тому времени большая часть жителей Верколы перебралась с левого берега реки на правый.

13 июня 1859 года прихожане Веркольских храмов обращаются к Епархиальному начальству с письмом, в котором обязуются своими силами и безвозмездно вырубить лес на строительство нового храма, а также обязуются пожертвовать по 10 копеек с 350 душ – тридцать пять рублей серебром на постройку церкви. Каются, что больше пожертвовать не могут, в связи с неурожаями, и также просят походатайствовать у гражданских властей, чтоб разрешили лес на храм рубить беспошлинно, опять же по причине бедности.

Как уже выше сказано, при участии веркольских прихожан и поддержке настоятеля Артемиево-Веркольского монастыря игумена Феодосия в Верколе мастером Рикасовской волости крестьянином Кузнецовым, согласно планам и условиям, строится новая деревянная церковь на каменном фундаменте.

  В Рапорте в Архангельскую Духовную Консисторию от 13 марта 1869 года говорится о том, что новый храм освящен.

Из описей[4] новоустроенной церкви, датированных 1869 годом и 1904 годом, можно составить некое представление о веркольском храме. Церковь состояла из алтаря, храма, трапезы с притвором.  На алтаре крыша на три ската, на храме на четыре ската, на трапезе на два ската из пиленного теса, вся окрашена, крест на церкви восьмиконечный деревянный, купол обшит листовым железом, выкрашен зеленой краской, шейка — белилами. «В сей церкви  три двери столярной работы, створныя – с внутренними замками. Окна с двойными распашными рамами, между ними железная решетка, кружные. Всего одиннадцать окон: в алтаре два, в храме 6, в трапезе 3. Печей две.  Над церковным притвором устроена деревянная колокольня. Крыша на  ней из пиловых досок, украшена деревянным крестом — восмиконечным. Глава под ним обита листовым железом, окрашена. На колокольне висят 5 колоколов. Большой колокол весом 18 пудов, расколотый при богослужении еще в 1834 году и выпал из него край от ….. губы. Второй колокол 8 пудов. Третий колокол три пуда 2 фунта. Четвертый один пуд 3 фунта. 5-й колокол тридцать фунтов.»[5]

Церковь построена. Помимо нее при личном участии Настоятеля Артемиево-Веркольского монастыря Игумена Феодосия и с  его материальной помощью построен причтовый дом, а также открыто в селе Верколе училище с пособием от монастыря.

В 1871 году 30 апреля «Архангельская Духовная Консистория: слушали представление Благочиннаго  Священника Афанасия Ульяновского с представлением приговора  прихожан Веркольской  церкви,  об открытии при той церкви приходского Попечительства, и списки лиц, имеющих право присутствовать в собраниях по делам Попечительства. Приговором  этим избраны:  председателем попечительства — крестьянин Петр Яковлев Абрамов и  членами: Веркольской пустыни — Игумен Феодосий, местный священник Афанасий Ульяновский, церковный староста — крестьянин Александр Рогалев, Волостной — старшина Дурынин и крестьяне Иван Викулов Пономарев, Михайло Михайлов Федоров и Петр Антипин, из них крестьяне избраны на один год по местному обычаю, а прочие на неопределенное число лет.»[6]

Наверное, результат работы этого Попечительства отражен в «Главной описи недвижимого и движимого экономического имущества Никольской церкви 1904 года». Вот  краткие из нее выдержки:

— в  1878 году церковь обшита и покрашена;

— в 1882 году реставрирована за счет благотворителей;

— в 1893 году стены внутри церкви оклеены обоями, а потолки окрашены белилами;

— в 1896 году крыша на церкви и колокольне перекрыта, фундамент обит досками и поставлена ограда вокруг церкви;

—  в 1897 году церковь и ограда окрашены;

— внутри церковь убрана иконами.[7]

Собственных средств церковь практически не имела, а потому без помощи благотворителей содержаться не могла. Несколько раз жертвовал на этот храм протоиерей Сергиев —  Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.

Готовя этот материал, я прочитала много архивных документов. Так, например, обязательство прихожан о безвозмездной вырубке леса и пожертвовании на строительство нового храма, подписано десятками мужчин.

В годы лихолетия храм был закрыт. Но люди старались хранить веру. Детей потихоньку крестили «бабушками» на дому. На кладбище кадили. К сожалению, без поводыря вера стала обрастать язычеством. Наряду с молитвами старыми людьми используются заговоры, в которых вроде и обращаются к святым, а выходит «абракадабра». К сожалению, я ничего не смогла узнать о последнем священнике, и ни у кого нет фотографии храма. После закрытия, помещение церкви сначала использовалось под клуб – крутили кино, потом сельпо использовало его под склад. Потекла крыша, склад выехал, ремонтировать не стали. В  60-е гг. здание церкви разобрали. На месте алтаря поставили памятник героям Великой Отечественной войны. Сейчас духовная жизнь возрождается и в нашей деревне. За рекой действует монастырь. Активная группа веркольцев обратилась на сельском сходе к жителям деревни с просьбой перенести памятник Героям, Павшим за Родину, с тем, чтобы на прежнем месте постараться возродить храм. Не  сразу, конечно, но жители согласились. Памятник Героям обновлен и перенесен, а на месте алтаря стоит поклонный крест. Храм святителя Николая временно размещен в бывшем пищеблоке детского сада, обустроен. (Но изнутри, под обшивкой, здание ест жучек). В домовой церкви проходят службы, катехизаторские беседы, крещения, отпевания, занимается воскресная школа, четыре года подряд наш приход проводит «Детские Артемиевские чтения». Слава Богу!  Даруй, Господи, помощников для строительства капитального храма на прежнем месте.


[1] Извлечено священником Смирновым из описаний бывшего приходского  священника Нестора Владимирова (рукопись 1858 г.) Историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Приложение к Архангельским Епархиальным Ведомостям 1895 г.

[2] Ведомость о Церквах за 1864 год.Гос.архив Архангельской области Архивная копия фонд 29 опись 37 дело 203 а лист 443,443об.,444.

[3]  Ведомость о Церквах за 1864 год.Гос.архив Архангельской области Архивная копия фонд 29 опись 37 дело 203 а лист 443,443об.,444.

[4]  Опись Веркольского прихода Пинежского уезда по Новоустроенной церкви. Часть первая. Гос.архив Архангельской области Архивная копия фонд 29 опись 31 дело 1930 лист 4, 4 об.

[5] Опись Веркольского прихода Пинежского уезда по Новоустроенной церкви 1869 г. «Колокольня»..Гос.архив Архангельской области Архивная копия фонд 29 опись 31 дело 998 лист 7 об..

[6] Гос.архив Архангельской области Архивная копия фонд 29 опись 2 т.4 дело 672  лист 8, 8 об, 9, 9об, 11.

[7]  Опись Веркольского прихода Пинежского уезда по Новоустроенной церкви. Часть первая. Гос.архив Архангельской области Архивная копия фонд 29 опись 31 дело 1930а лист 5, 5 об, 6, 6 об, 7..

Во второй год проведения мероприятия к работе подключился и веркольский Дом культуры. О Чтениях снят фильм «Вторые детские Артемиевские чтения».

Фильм «Вторые детские Артемиевские чтения», 2016-й год

Последние годы матушка Мария также руководит проведением рождественских и пасхальных праздников, самым ярким и ключевым моментом которых являются детские спектакли, тщательно подготавливаемые больше месяца.

Приход не теряет надежды, что удастся построить храм на прежнем месте и ждет этого дня с большим трепетом.  Новый храм планируют сделать двухчастным: зимний в честь Священномученика Власия ( в православной России Священномученик Власий почитался как покровитель домашнего скота, и на Пинежье было развито скотоводство) , а верхний, летний  – в честь Святителя Николая Чудотворца.

Матушка Мария в храме, июль 2021-го года
Иконостас в храме, июль 2021-го года

Библиография

  1. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии: [16+/ сост. вступ. К 78 ст. – к. и. н. Т.А. Санакина; шеф-ред. проекта В.К. Ананьин]. – Архангельск: Архангельская и холмогорская епархия, 2015. – 528 с.
  2. Мильчик М. И. Строительная порядная запись 1642 года и архив пинежских крестьян. См. настоящее издание. С. 509—517.
  3. Косоплечева С.Д. Архивные материалы как источник информации о строительной истории памятника деревянного зодчества (на примере церкви св. Николая Чудотворца, с. Веркола).
  4. Воскобойникова Н. П. Церкви Кеврольского уезда в ХVI–ХХ вв.: Материалы для изучения // Памятники архитектуры Русского Севера: Сборник статей. Архангельск, 1998. С. 57–93.

Один комментарий

  1. Евгений

    Очень интересно! Живая история. Если бы такое сохранялось о каждом селе… Жалко, конечно, что историю приходится собирать через годы по крупицам. Но и то, что сохраняется, придаёт новый смысл для жизни села. Очень хотелось бы, чтобы село росло, чтобы появлялись новые люди, а прежние его не покидали.

Добавить комментарий для Евгений Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.