краеведческий альманах пинежского села
Артемиево-Веркольский монастырь
Артемиево-Веркольский монастырь

Артемиево-Веркольский монастырь

«На дальнем севере, в 400 верстах от губернского г. Архангельска и в 185 верстах от уездного г. Пинеги, на левом берегу р. Пинеги находится Веркольский общежительный первоклассный монастырь, основанный около 1635 г. Местоположение обители довольно живописное: по северо-западной части ея, находящейся на возвышенном берегу реки, тянутся поля и частью сенокосная земля; с прочих сторон она окружена лесом, перемежающимся, как и везде почти на севере, тундрами, болотами и мхами, со множеством холодных ручьев». Так начинается описание самого знаменитого и почитаемого на Пинежье в конце XIX – начале XX века монастыря.1

Артемиево-Веркольский монастырь. Литография. 1896 г. Литературно-мемориальный музей Ф. А. Абрамова.

История монастыря в XVII – начале XX вв.

Св. Артемий Веркольский. Икона.
Вторая половина XVIII в. Архангельский Север

Обитель, история которой восходит к XVII веку, названа в честь Святого праведного отрока Артемия, жителя села Веркола. В 1544 году, в возрасте 12 лет, он погиб в грозу во время работы на поле. По прошествии 33 лет мощи Артемия были обретены клириком Веркольской церкви Агафоником в лесу нетленными, и от них начались многочисленные исцеления. В том же 1577 году рака с мощами была благоговейно поставлена на паперти приходского храма Святителя Николая Чудотворца.

В 1583 году мощи были перенесены с паперти в специально устроенный придел в этой же церкви.

В 1610 году о множестве совершавшихся чудес и исцелений у мощей угодника Божия было донесено Новгородскому митрополиту Макарию (†1626). По его указу святые мощи были освидетельствованы, признаны нетленными и 6 декабря перенесены в самый храм Святителя Николая. Отрок Артемий был причислен к лику святых, и ему была составлена служба.

Начало строительства Веркольского монастыря связывают с именем Мезенского и Кеврольского воеводы Афанасия Пашкова. Будучи в 1635 году проездом по делам службы в Верколе, он отказался зайти в приходскую Никольскую церковь и поклониться мощам праведного отрока Артемия. Вскоре тяжело заболел его сын Иеремия «трясучей болезнью» и находился уже при смерти. Тогда воевода дал обет съездить в Верколу к угоднику Божию Артемию.

Новая деревянная резная рака для мощей прав. отрока Артемия в Казанском храме. 2021 г.

По молитвам к праведному Артемию отрок Иеремия выздоровел. В благодарность за исцеление сына от смертельной болезни Афанасий Филиппович Пашков выстроил на месте обретения мощей отрока Артемия деревянную церковь во имя его небесного покровителя – Святого великомученика Артемия Антиохийского2. Вокруг церкви устроили ограду с воротами и кельи для монашествующих.

Во вновь устроенной обители поселились вначале назначенный духовным начальством иеромонах Иона, а затем и иеромонах Родион, который был в 1648 г. был поставлен настоятелем обители.

В 1639 году случился сильный пожар, при котором церковь сгорела, но святые мощи уцелели, только опалились. После чего они были положены в часовне в новой раке с новым покровом.

Жители Верколы недружелюбно относились к инокам и употребляли все усилия, чтобы прогнать их от себя. «Чудотворец наш и монастырь наш», – говорили они. – Уходите отсюда». Монахи с терпением переносили все гонения, молясь Господу и св. отроку Артемию, прося себе благодатной помощи. Блаженный отрок явился в видении одному из них и предсказал ему о скором построении церкви.

Св. Артемий Веркольский. Икона. Фрагмент. Вторая половина XVIII в. Архангельский Север

В 1647 году вдруг было принесено из Москвы письмо с известием о назначении государем в обитель жалованья и о построении новой церкви в монастыре, с перенесением в оную из прихода и самых мощей прав. Артемия.

Церковь была построена и совершенно закончена за два года. И в 1649 году мощи прав. Артемия были перенесены во вновь построенную монастырскую церковь вмч. Артемия.

Однако вскоре, в 1695 году, по неизвестной причине церковное здание и вся утварь сгорели. Чудесным образом св. мощи отрока Артемия сохранились неповрежденными огнем, поскольку на то место, где стояла рака, насыпалась с потолка куча земли.

Мощи были перенесены в теплую церковь.

В том же году по указу архиепископа Афанасия (†1702)3 на месте сгоревшей начата постройка холодной, во имя вмч. Артемия деревянной церкви, которая в начале 1701 г. была окончена. И 4 июня св. мощи были перенесены в новоустроенную церковь, где пребывали до 1713 года, когда по благословению Преосвященного Рафаила (†1711), архиепископа Холмогорского и Важского, в монастырской ограде была выстроена новая теплая с братскою трапезою церковь, первая еще во имя праведного Артемия.

13 апреля 1713 года церковь была освящена, и туда 23 июня, в день памяти прав. Артемия, мощи его были торжественно перенесены и поставлены в углу в южной стороне храма. К сожалению, и эта деревянная церковь сгорела по неизвестной причине 9 декабря 1789 года. Мощи праведного отрока были обратно перенесены в холодную церковь вмч. Артемия, где и пребывали до устроения каменного храма.

Как выглядела Веркольская обитель в середине XVIII века, можно отчасти судить по иконам того же времени. Местные живописцы достаточно подробно изображали деревянную архитектуру монастыря.

В Атласе Архангельской губернии 1797 года представлены детальные зарисовки всех монастырских строений.

Вид Веркольского монастыря с юго-восточной стороны. Атлас Архангельской губернии. 1797 год.

Вид Веркольского монастыря с северо-западной стороны. Атлас Архангельской губернии. 1797 год.

В начале 1778 года Преосвященный Вениамин, епископ Архангельский и Холмогорский4, посетил Веркольский монастырь и дал благословение братии строить каменную церковь во имя праведного Артемия, чудотворца Веркольского. Строительство это было вызвано необходимостью обезопасить обитель от пожаров.

В 1806 году Артемиевская церковь была освящена и с тех пор мощи прав. Артемия пребывали в ней.

В первой половине XIX века Артемиево-Веркольский монастырь, оказавшийся заштатным после указа императрицы Екатерины II, год от году стал более и более беднеть и разрушаться. Настоятели часто переменялись. Доходило до того, что за неимением священнослужителей и по малочисленности братии, некому было совершать и никакой божественной службы. Монастырские строения обветшали. И поскольку не было никакой надежды на улучшение и восстановление обители, начальство было решилось совсем закрыть ее. И в этот самый момент, в 1848 году, было получено 5 тысяч рублей на содержание обители от покойной графини Анны Алексеевны (в иночестве Агнии) Орловой-Чесменской. В этом было явлено особое благословение Божие и видимое покровительство угодника Божия Артемия.

Благодарная братия возобновила ежедневные и всеусерднейшие службы. И монастырь начал мало-помалу восстанавливаться, увеличилось число братии.

В 1860 году для возобновления обители и приведения ее в лучшее устройство, епархиальное начальство определило строителем Веркольского монастыря настоятеля Сийского монастыря иеромонаха Иону, человека искусного в монашеском терпении, мудрого в управлении братии. В его недолгое игуменство он успел поправить монастырское хозяйство и заложить основы монашеского общежития. Число собравшейся братии доходило до 15 человек, среди них находились и чтецы, и певцы. Порой художники и ремесленники приходили пожить и присмотреться к истинному христианскому жительству, получить назидание. Однако старец Иона был переведен в другое место, а с ним ушли и многие из братии.

Вскоре преосвященный Нафанаил, епископ Архангельский, назначил настоятелем в Веркольскую пустынь монаха из Кожеозерской пустыни Феодосия, возведя его вначале в сан иеромонаха и строителя, а впоследствии и во игумена. Отцу Феодосию предстояло устроить в вверенной ему обители правильную христианскую и иноческую жизнь. Он сам первый стал братии подавать во всем пример. Игумен Феодосий ввел в обители строгий церковный устав, взяв образцом для него устав Коневской обители, и сам следил за точным исполнением устава, неопустительно посещая все церковные службы.

Мудрому и и доброму игумену удалось обновить и поправить обетшавшие постройки монастыря, докончить начатый настоятелем Ионою двухэтажный корпус с мезонином и возвести новые строения, необходимые в общежитии: еще деревянный братский корпус на каменном фундаменте с двумя мезонинами, гостиницу, баню, скотные дворы.

Особое внимание игумен Феодосий уделял благолепию храма. В каменном Артемиевском храме были устроены новые иконостасы.

Была поновлена часовня, в которой после пожара пребывали св. мощи отрока Артемия в XVII в.

Число братии с каждым годом возрастало. И в 1867 году был заложен новый большой двухэтажный на каменном фундаменте деревянный корпус для трапезной и келлий, с церковью во имя Казанского образа Пресвятой Богородицы. Уже в 1868 г. строительство и отделка были закончены и церковь освящена.

В 1867 году на том самом месте, где преставился праведный отрок Артемий, в деревне Ежемень, была заложена новая часовня, с целью обратить ее впоследствии в храм, что и было вскоре осуществлено.

Период настоятельства игумена Феодосия отмечен в истории Артемиево-Веркольского монастыря небывалым размахом строительства.

В 1869–1879 гг. вокруг обители была построена кирпичная ограда с башнями и величественной колокольней. В 1876 году в колокольне был устроен храм в честь Иверской Божией Матери и освящен в 1877 году.

Принимая во внимание необходимость постройки прочных и просторных помещений для монастырских служб, игумен Феодосий начал в 1878 году постройку внутри обители двухэтажного каменного корпуса, который был закончен и отделан в 1881 году.

В 1879 году был сооружен водопровод, длиной около 1,3 км, доставлявший в монастырь воду из болотистой местности. Кроме того были устроены колодцы с часовнями как в ограде монастыря, так и вне ограды.

В эти же годы были возведены многие хозяйственные постройки: кузница, сарай для леса, избы на местах покосов и даже парники.

Именно при игумене Феодосии, для большего удобства ведения монастырского хозяйства и во избежание нередко бывших столкновений и недоразумений между обителью и причтом Веркольского села, по ходатайству игумена Феодосия пред епархиальным начальством, Веркольский приход был в 1869 году перенесен за реку Пинегу в самое село. Примечательно, что на средства обители, под непосредственным наблюдением игумена Феодосия, в селе Верколе была построена новая деревянная церковь во имя Святителя Николая.

Две деревянные церкви, стоящие возле ограды монастыря, одна во имя Святого великомученика Георгия5 и другая Свт. Николая, в том же году поступили в полную собственность монастыря. Сведений о том, кем и когда эти церкви были основаны – не было. В 1883 году обе они за ветхостью были разобраны до основания и сооружены монастырем вновь две церкви: одна с переименованием во имя Святого пророка Илии (поскольку в монастыре имеется придел Свт. Николая в Артемиевском храме) и другая – во имя великомученика Георгия. По окончании постройки и отделки они были освящены в сентябре 1887 года епископом Архангельским и Холмогорским Нафанаилом.

Был устроен Никольский скит при Святом озере.

В 1882 году игумен Феодосий был возведен в сан архимандрита, и даже Епископ Архангельский Серапион в знак особенного уважения к о. Феодосию подарил ему свою митру. Таким образом, о. Феодосий был из Веркольских настоятелей первым архимандритом.

После кончины архимандрита Феодосия в апреле 1885 года обитель была более года без настоятеля.

В 1886 году был назначен настоятелем архимандрит Ювеналий, бывший до того настоятелем Крестного монастыря. Менее 2-х лет управлял он обителью и в 1888 году был перемещен в Михаило-Архангельский монастырь. А настоятелем был назначен игумен Виталий (тоже бывший ранее настоятелем Красногорского монастыря). Он управлял обителью 12 лет.

При игумене Виталии, по его ходатайству, с разрешения Синода, было установлено совершать ежегодно в день памяти св. праведного Артемия обнесение его св. мощей вокруг ограды с крестным ходом из церквей ближайших приходов: Лавельского, Сурского, Шардоминского и Веркольского.

В 1889–1891 гг. на месте деревянного был построен двухэтажный каменный корпус: верхний этаж был предназначен для настоятеля, а нижний – для монастырской канцелярии и братских келий. Деревянный же корпус был разобран, перенесен за ограду монастыря и обращен в гостиницу для важных гостей.

В 1891 г. было начато сооружение двухэтажного каменного собора. Грандиозная постройка была завершена в 1897 году. И в том же году при участии святого праведного Иоанна Кронштадтского и при огромном стечении народа собор был торжественно освящен. Верхний храм – в честь Успения Божией Матери, а нижний – в честь Рождества Христова. По своей богатой архитектуре и величию этот собор стал первым украшением монастыря.

В период игуменства о. Виталия возросло число братии. Удалось обновить и поправить обветшавшие хозяйственные монастырские строения, были устроены новый скотный двор, новое гумно, рыбный амбар и многое другое.

В 1890 году Веркольский монастырь, как выдающийся среди монастырей Архангельской епархии и имеющий возможность по средствам своим содержать достаточно большое число братий, был указом Синода обращен в первоклассный общежительный монастырь.

В 1891 году игумен Виталий за свои труды был возведен в сан архимандрита.

Его заботами украшался и обустраивался Никольский скит, основанный архимандритом Феодосием.

Был основан и новый второй скит на Югорском Шаре. Но условия жизни оказались там неблагоприятными: почти все насельники умирали от цинги. И пришлось это начинание оставить.

В 1900 году архимандрит Виталий после многолетних трудов и многомятежных забот, исходатайствовав себе увольнение от должности настоятеля монастыря, отбыл на Св. Гору Афон.

Последующие настоятели часто сменялись.

Отметим знаменательные для монастыря события начала XX века.

В мае 1907 года, при настоятеле архимандрите Антонии, была осуществлена закладка и начата постройка нового трапезного с церковью каменного трехэтажного корпуса. В августе 1909 года, уже при архимандрите Варсонофии, строительство было закончено, и Казанский храм был освящен.

К моменту вступления в управление обителью архим. Варсонофия огромные запасы, сделанные в прежние годы, совершенно истощились. Многие постройки монастыря требовали ремонта. А в мае 1910 года случился пожар, который уничтожил до основания старый трапезный деревянный корпус с 18 кельями и всем находящимся в них монастырским имуществом. Общим единодушием и усилиями братии и сбежавшегося народа пожар был потушен и не перекинулся на соседние строения. Требовалось немало трудов по устроению монастырской жизни – чтобы водворить во всем больший порядок: соблюдение правил общежития, церковного чиноположения, добросовестное и беспрекословное исполнение братией назначенных им по силам и способностям каждого послушаний.

Неусыпные заботы и труды настоятеля по благоустройству монастыря, как внешнему, так и, что более важно, внутреннему, духовному, были замечены епископом Архангельским и Холмогорским Михеем. Он пожелал сделать Веркольского настоятеля своим ближайшим помощником по управлению Архангельской епархией. И 3 июля 1910 года по определению Св. Синода архим. Варсонофий был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением его на должности настоятеля Веркольского монастыря.

В 1911 году в стенах монастыря проживали до 60 иноков, из них 22 священноинока, и до 100 послушников.

Казалось, что монастырь за рекой – это сама Москва белокаменная. Такой великолепный он был!.. Да еще колокольные звоны. Мы выйдем на угор-то и смотрим, смотрим, любуемся…

(†Варвара Трофимовна Клопова)

Красота невероятная! Тихо звенят, как далекий благовест, колосья. Ты поднимаешься в гору, и вот на вершине горы видишь часовню – церковь с обителью. Она, как свеча, теплится в этом лесу, и, когда ты идешь к ней, тебе кажется, что ты идешь на небо. И церковь с обителью как приют, остановка на пути к небесам.

Фёдор Абрамов

Монастырь поражал всех не только величественными соборами, благолепно украшенными, но, главным образом, благоговейными богослужениями, с умилительными, трогающими душу напевами. Многие богомольцы приезжали поклониться святому отроку Артемию. Жители окрестных деревень приходили потрудиться на монастырских работах. Юношей присылали родители в монастырь пожить на время для обучения разным ремеслам.

По воспоминанием современников обитель в начале XX века процветала. В ней действовали рукодельная, живописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские.

С приходом советской власти всё переменилось. В 1919 году монастырь был закрыт. С 1920 по 1990 годы на его территории размещались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, школа, интернат для детей с отклонением в развитии, детский дом.

И лишь в 1991 году, когда Артемиевский храм и некоторые здания были переданы Веркольскому приходу, началось возобновление монастырской жизни.

Артемиево-Веркольский монастырь. (Фото в газете. 2000 г.)

Использованная литература:

1. «Описание Веркольскаго первокласснаго общежительнаго Св. Праведнаго Артемiя монастыря  Архангельской губернии, Пинежскаго уезда». Изд. 6-е. С.-Пб., 1911.

2. «Защитниче Северного края…» Артемиево-Веркольский монастырь в XVI–XXI вв. (Автор-составитель Т. А. Санакина). Архангельск, 2018.

3. «Артемиево-Веркольский монастырь». (Автор-составитель Л. М. Соснина). Архангельск, 2010.

4. «Свято-Артемиево-Веркольский монастырь». Православные монастыри. Путешествие по святым местам. № 69. 2020.

5. А. Постникова «Монастыри Архангельской епархии. Фотографии 1884, 1885 и 1886-х годов». Фотоальбом. Архангельск, 2006.

6. Информационные стенды о истории обители, расположенные в Успенском храме Артемиево-Веркольского монастыря.


  1. «Описание Веркольскаго первокласснаго общежительнаго Св. Праведнаго Артемiя монастыря  Архангельской губернии, Пинежскаго уезда». Изд. 6-е. С.-Пб., 1911.  

  2. Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ар­те­мий был од­ним из вы­да­ю­щих­ся во­е­на­чаль­ни­ков в прав­ле­ние рав­ноап­о­столь­но­го царя Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337, па­мять 21 мая), а за­тем – его сы­на и пре­ем­ни­ка Кон­стан­ция (337–361). Пострадал в правление императора-отступника Юли­ана (361–363). В 362 году за отказ признать языческих богов был обез­глав­лен. 

  3. Архиепископ Афанасий (в миру Алексей Артемьевич Любимов-Творогов) – первый епископ Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист. 

  4. Архиепископ Вениамин (в миру Василий Фёдорович Краснопевков-Румовский) (†1811), архиепископ Нижегородский и Арзамасский. С 1775 по 1798 гг. возглавлял Архангельскую и Холмогорскую епархию. С 1798 года занимал Нижегородскую кафедру. Духовный писатель. 

  5. Великомученик Георгий – сын богатых и благочестивых родителей. Отличался умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Был тысяченачальником на военной службе у римского императора Диоклетиана. Пострадал в Никомидии в 303 г., когда объявил себя перед императором христианином и был подвергнут многочисленным жестоким истязаниям. Перенёс все мучения и не отрёкся от Христа. Был усечен мечем. 

  6. А. Постникова «Монастыри Архангельской епархии. Фотографии 1884, 1885 и 1886-х годов». Фотоальбом. Архангельск, 2006. 

3 комментария

  1. Людмила Соснина

    К сожалению, в публикации допущены ошибки, которые необходимо исправить. Например, монастырь основан в 1645 году воевой Афанасием Пашковым. Афанасий Пашков находился на Пинежье в 1644-1646 годах, поэтому дата основания монастыря 1635 неверная. Первыми насельниками были Рафаил и Иона. Митрополит Макарий убедился в святости Артемия, поэтому в 1619 году он повелел составить ему службу, описать чудеса и построить во имя его храм. С капитала графини Орловой монастырь мог лишь процеты снимать. Верхний храм Успенского собора оосвятил архимандрит Виталий, а нижний — Кронштадтский протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. ШардоНеМь. В Верколу перенесли не приход, а построили там новый храм и два причтовых дома. В 1854 году в отчете Обер-прокурору епископ Архангельский Варлаам написал, что в Веркольском монастыре проживает только один престарелый иеромонах, который управляет этой обителью, и один послушник, почти слепой.

    1. Уважаемая Людмила! Благодарим вас за интерес к нашему альманаху и внесенные уточнения. Мы обязательно проверим текст статьи. Хотелось бы только заметить, что в исторических источниках довольно часто встречаются разночтения. Так, датой основания монастыря называют и 1635, и 1645, и 1649 годы. В нашей статье изложена лишь одна версия с указанием ее источника. Согласно ней, Афанасий Пашков побывал в Верколе еще до своего воеводства.
      Нам было бы гораздо легче, если бы вы указали источники своих сведений, чтобы мы могли правильно сослаться на них. Статья в ее нынешнем состоянии целиком основана на источниках, приведенных в списке литературы внизу текста, автор ничего не выдумал. Но, возможно, ваши источники более надежные. Пожалуйста, пишите сюда или на verkolaproject@yandex.ru

Добавить комментарий для Людмила Соснина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *