краеведческий альманах пинежского села
Хранители памяти о Великой Отечественной войне
Хранители памяти о Великой Отечественной войне

Хранители памяти о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война коснулась истории каждой семьи нашей страны. В те времена людям жилось нелегко: нехватка еды, колоссальное количество работы, постоянные переживания об ушедших на фронт, похоронки… Но самое страшное – это не голод и разруха, а потеря близких. Не было ни одной семьи, не лишившейся кого-нибудь из родственников.

С начала Великой Отечественной войны прошло 80 лет, но потомки героев до сих пор помнят их подвиги. Жители Верколы не исключение. Чтобы оживить воспоминания, они обращаются к рассказам, фотографиям, памятникам, письмам и документам.

В Верколе мы решили познакомиться с историями о пережитом во время Великой Отечественной войны, помочь жителям сохранить их текст в цифровом виде и поделиться со всей Россией. Для этого мы расспрашивали их о родных, ушедших на войну и сражавшихся на «втором», трудовом фронте. Они же рассказывали истории, поведанные их дедами, отцами, братьями, показывали фотографии и даже письма с фронта.

Анна Константиновна и Лидия Константиновна По́стниковы – две сестры 1939 и 1942 г.р.

Хоть сестры были совсем малы в то время, но воспоминания хранят. Отец пошел добровольцем на финскую войну в 1939 году, в Верколе осталась жена, которая даже не знала о его решении, и маленькая дочь Аня. Он воевал и попал в плен. Там Константин Власович прошел через страшные испытания: ел червей, чтобы не умереть от голода, и из-за обморожения ему ампутировали часть ног. Несмотря на все это, он выжил и вернулся домой, ведь без него, что стало бы с женой и детьми?

Потом началась Великая Отечественная война, в это время у родителей была очень сложная и ответственная работа: поставлять породистых жеребцов для фронта. «Они работали ночью у нас», — рассказала Лидия Константиновна, вспоминая тяжелые времена, когда в доме нечего было есть, а родители целыми днями пропадали на работе. Тем более Константину Власовичу приходилось работать только руками из-за последствий перенесенного во время финской войны. Он занимался тренировкой молодых неуправляемых коней. Лидия и Анна до сих пор жалеют, что не расспрашивали отца и мать об их жизни. Ведь и сестрам было не до того, и родителям было сложно вспоминать то время.

Светлана Ивановна Стахе́ева – 1941 г.р.

Светлана Ивановна появилась на свет 22 июня 1941 года, сейчас это день нашей общей скорби, поэтому она празднует свой день рождения позже.

Светлана Ивановна Стахеева с портретом отца для акции «Бессмертный полк»

Светлана Ивановна очень трепетно подходит к празднованию Дня Победы. Она ставит портрет своего отца в окно, украшает его цветами и бумажными голубями. Также принимает участие в акции «Бессмертный полк».

Бережно сохраненная Светланой Ивановной фотография семьи

Светлана Ивановна всю войну прожила без отца. Было очень тяжело. Мать почти не появлялась дома, много работала в поле. Светлана Ивановна помнит свою первую встречу с отцом, когда он вернулся с войны. Это был 1946 год. Она увидела его и сказала: «Дяденька, мамы нет дома», — а он ответил: «Я не дяденька, я папа». Отец вернулся позже, так как еще долго служил фельдшером в Архангельске, где долечивались раненые. Иван Иванович работал в передвижном госпитале, начинал службу в Карелии, дошел до Берлина. Был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Заполярья», «За взятие Берлина». В это тяжелое время дом опустел. Старшая сестра Светланы Ивановны, Нина, 1924 года рождения, работала в лагере для заключенных. Вторая сестра, Вера, 1925 года рождения, возила секретные документы из Мурманска в Архангельск.

Даже после окончания войны Светлане Ивановне было трудно находиться рядом с немцами. Она вспоминает, что отцу в медпункте понадобилось много людей для помощи и ему дали группу пленных немцев. Один из них умел играть на губной гармошке. Он подошел к девочке и предложил поиграть на ней, и Светлана Ивановна сказала: «Не надо мне гармошки, я не возьму у тебя»».

Светлана Ивановна до сих пор помнит некоторые песни, которые они пели во время войны: «Песня о Щорсе», «Темная ночь»,«Там, вдали за рекой», «Я служу на границе», «По Дону гуляет».  (То, что она не пропела).

Песня о Щорсе

«Песня о Щорсе»:

Шел отряд по берегу, шел издалека,

Шел под красным знаменем командир полка,

Эээ, командир полка.

Голова обвязана, кровь на рукаве,

След кровавый стелется по сырой траве,

Эээ, по сырой траве.

«Чьи вы, хлопцы, будете, кто вас в бой ведет?

Кто под красным знаменем раненый идет,

Эээ, раненый идет?»

Там, вдали за рекой

«Там, вдали за рекой»

Там, вдали за рекой, загорали(сь) огни,

В небе синем (ясном) заря догорала,

Сотня юных бойцов из буденновских войск

На разведку в поля поскакала.

(Сотня юных бойцов из буденновских войск

На разведку в поля поскакала.)

Они ехали долго в ночной (тишине)

По широкой Украинской степи,

Вдруг вдали у реки засверкали штыки –

Это белогвардейские цепи.

Вдруг вдали у реки засверкали штыки –

Это белогвардейские цепи.

И бесстрашно отряд налетел на врага,

Завязалась кровавая битва,

(И боец молодой вдруг поник головой — )

Комсомольское сердце пробито.

((И боец молодой вдруг поник головой — )

Комсомольское сердце пробито.)

Он упал возле ног вороного коня

И закрыл свои карие очи:

«Ты, конек вороной, передай дорогой

Что я честно погиб за рабочих!»

Там, вдали за рекой, загорали(сь) огни,

В небе темном (ясном) заря догорала,

Сотня юных бойцов из буденновских войск

Из разведки в поля поскакала.

(Сотня юных бойцов из буденновских войск

Из разведки в поля поскакала.)

«По Дону гуляет»

По Дону гуляет, по Дону гуляет казак молодой,

По Дону гуляет казак молодой.

А девица плачет, а девица плачет над быстрой водой,

А девица плачет над быстрой водой.

«О чем, дева, плачешь, о чем, дева, плачешь, о чем слезы льешь,

О чем, дева, плачешь, о чем слезы льешь?»

«И как мне не плакать, ну как мне не плакать, слез горьких не лить,

И как мне не плакать, слез горьких не лить?

Была я младая, была я младая, была я младая,

Цыганка гадала, цыганка гадала, цыганка гадала, за ручку брала.

Цыганка гадала, за ручку брала.

За праву, за леву, за праву, за леву, несчастной звала,

За праву, за леву, несчастной звала:

«Утонешь ты, дева, утонешь ты, дева, в день свадьбы своей,

Утонешь ты, дева, в день свадьбы своей»».

Вот конница мчитса, вот конница мчитса, невесту везут,

Вот конница мчитса, невесту везут.

Мост длинный чугунный, мост длинный чугунный на тысячу верст,

Мост длинный чугунный на тысячу верст.

Упала невеста, упала невеста и рухнул весь мост,

Упала невеста и рухнул весь мост.

Невеста кричала, невеста кричала: «Прощай, белый свет!»,

Невеста кричала: «Прощай, белый свет!».

По Дону гуляет, по Дону гуляет казак молодой,

По Дону гуляет казак молодой.

Александра Михайловна Я́ковлева – 1925 г.р.

Александра Михайловна Яковлева

Когда началась война, Александре Михайловне было 16 лет. В семье были мать и трое детей, отец умер до войны, поэтому Александре и ее брату Николаю пришлось работать вздымщиками в лесу. Вздымщики добывали в соснах живицу, которую использовали для производства лекарств, горючего и скипидара. Это была очень трудная работа, так как смола и древесина летели в лицо и оставались на нем, очиститься было сложно. Также Александра Михайловна подрабатывала на общественной кухне – готовила и убиралась. Дома же она нянчилась с младшим братом, потому что мать рано утром уходила доить корову, днем пропадала на работе, а ночью приходила пересчитать детей и снова уходила.

Первый день войны Александра Михайловна помнит и сегодня, хотя ей уже 96 лет и она является старейшей жительницей Верколы. «Идет мужёк по дороге, Александр Ио́нич, помню, из южного идет. Сказал, что война началася. Я испугалась, побежала домой. Уже война началась, так я не знаю куды бежать». Мать была на работе, и дома никого не было.

Мужчин сразу же начали забирать на фронт. Хочешь не хочешь – нужно идти. Все собирали им котомки в дорогу, провожали и плакали. Женщины стали работать намного больше, было голодно, даже пайки не помогали.

Война шла очень долго, и в Верколе вообще ничего не осталось: ни одежды, ни еды, но люди все равно старались посылать на фронт хоть что-нибудь. Из-за тяжелой работы Александра Михайловна очень уставала, но даже ночью ей было не отдохнуть : она боялась, что немцы зайдут к ним в дом и сделают что-то с ней и ее семьей. Поэтому она часто прибегала к реке, где рыбачили веркольцы, и засыпала, слушая их разговоры.

Почти из каждой семьи кто-то ушел на фронт. Семья Александры Михайловны не исключение. Ее дядя Иван отправился на войну и умер в госпитале от ранения. Второй дядя, Андрей, тоже ушел, но уже в поезде, идущем на фронт, на них напали немцы. Всем солдатам пришлось бежать. Когда наступили сумерки, дяде пришлось остановиться, так как у него была куриная слепота и он ничего не видел. На помощь пришел его земляк Иван, ведя через лес за руку. Но Андрей выбился из сил, не мог больше идти и сказал: «Иван, ты беги и просто расскажи в деревне, в каком месте я остался». Земляк убежал, позже стало известно от самого Ивана, что дядя попал в плен к немцам и умер от голода или был расстрелян.

«Ох, немцы, вы, немцы»

Ох, немцы, вы, немцы,

Проклятые немцы.

Зачем объявили войну?

Зачем разлучили девчонку младую,

Угнали меня на войну?

Зачем меня пуля так рано сразила?

Илья Дмитриевич Абра́мов – 2007 г. р., правнук Александры Михайловны Яковлевой.

Илья Дмитриевич Абрамов

Илье Абрамову всего 13 лет и он тоже почитает традиции своей семьи, связанные с Великой Отечественной войной. Он отмечает День Победы, участвует в акции «Бессмертный полк», а 22 июня — «Свеча памяти». Илья объяснил, как это происходит: «Жители идут к памятнику и ставят свечи в память о погибших близких».

Нина Борисовна Ники́форова — 1974 г.р.

(Ссылка на её биографию: https://verkola.info/2021/07/19/%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b8%d1%84%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%b0/ )

Нина Борисовна Никифорова

В Великую Отечественную Войну у Нины Борисовны воевало двое дедушек: Федор Петрович Подрезов и Степан Иванович Каракин.

Федор Петрович по состоянию здоровья был рядовым в запасе первой категории, служил в запасных частях повозочным. Он прошел всю войну и вернулся домой в Летополу. Мама Нины Борисовны, Валентина Федоровна Каракина, рассказала дочке, как произошла ее первая встреча с отцом после службы. Ей было шесть лет, уже 4 года они не виделись, поэтому Валентина Федоровна не узнала его. Федор Петрович подошел и высоко ее поднял. А она подумала: «Кто же это такой?». Бабушка Нины Борисовны, Мария Ивановна Подрезова, была труженицей тыла во время Великой Отечественной войны, работала дояркой и вручную доила девять коров. «Была человеком очень сильным, очень боевая, энергичная. Одна женщина мне рассказывала, что никто столько снопов не вязал, сколько вязала бабушка», — поделилась Нина Борисовна, вспоминая о Марии Ивановне. Мама, Валентина Федоровна, – ребенок войны. Нина Борисовна записала воспоминания матери, связанные с Великой Отечественной Войной: «Война началась. Не мудро детство было. В 1939 год было голодно, холодно. Нечего одеть было. Мама уйдет обряжаться. Муку съели в баночках палочкой. В баночки железные воды нальем, муки положим и палочками съели с Валькой Черноусовой. Мама ругала потом сильно». В те времена даже мука с водой была вкусной.

Военный билет дедушки — Федора Петровича Подрезова

Степан Иванович Каракин, дедушка со стороны отца, был призван на войну и участвовал в героической обороне Сталинграда. Бабушка, Мария Егоровна Федорова, была труженицей тыла, работала от зари до зари, вставала в три часа ночи и уезжала в лес. Братья Марии Егоровны, Степана Ивановича, Федора Петровича, Марии Ивановны – все участвовали в Великой Отечественной войне.

Ольга Витальевна А́лина – 1961 г.р.

Ольга Витальевна Алина

Ольга Витальевна – очень важный человек для Верколы, под ее руководством библиотека стала местом встреч жителей и тематических вечеров, посвященных истории деревни. Она ведет колоссальную работу по восстановлению и сохранению знания о Великой Отечественной войне, о людях, погибших на фронте, о вернувшихся домой, работавших в тылу. Когда она начала свою деятельность, ей достались две маленькие книжечки со списком имен. Там не было ни дат, ни истории людей, ни их рассказов о пережитых испытаниях и наградах. За этими именами не было живого представления о людях, и Ольга Витальевна решила начать собирать материалы для восстановления памяти о трагическом прошлом.

В библиотеке не хватало информации, поэтому пришлось лично ходить по домам и собирать документы и фотографии у родственников. Чтобы осуществить свою цель в 1995 году Ольга Витальевна предложила собираться всей деревней 6 мая, в День памяти Святого Великомученика Георгия Победоносца. Она придумывала специальную тему и готовила мини-выставку. Например, одна экспозиция была посвящена детским игрушкам – «Игрушки до и после войны». Ольга Витальевна собрала много экспонатов и выставила в библиотеке на стеллаже. Жителям очень понравились такие вечера, и они стали все охотнее и охотнее на них приходить. Но вскоре интересные всем темы закончились. Что делать? Ольга Витальевна не отступила, и именно в этот момент, в 2013 году, ей пришла блестящая идея – также 6 мая показывать презентацию о людях, которые могли быть юбилярами, и отмечать их юбилеи —  100, 105, 110 лет. Она заранее собирала о них информацию, рассказывала жителям, а родственники все более увлекались и сами стали дополнять презентацию. Эта традиция длится и по сей день. Вечер назвали «Имя на обелиске», так как именно имена погибших веркольцы читают рядом с памятником 9 мая.

Всю информацию, собранную для выступления и презентации, Ольга Витальевна выгружает на специальный сайт «Пинежье. Дорога памяти» (http://pinezhye-dorogi-pamyati.ru/memory_book/ww2/index.php). Там представлены материалы со всего Пинежья.

День Победы веркольцы начинают праздновать  6 мая в библиотеке, а 9 мая утром идут на кладбище. Потом все собираются на акции «Бессмертный полк», несут портреты, транспаранты, шарики и двигаются от центра деревни до могилы известного русского писателя – Федора Абрамова, уроженца Верколы, участника Великой Отечественной войны. После этого все возвращаются к памятнику и зачитывают имена на обелиске. Затем целый день проходят концерты, на которых поют, танцуют, читают стихи, показывают спектакли.

Веркольцы помнят о Великой Отечественной войне не только один день в году. Еще в 1970 году в деревне была организована акция «Звезда». На всех домах семей, в которых жили ушедшие на войну, прикреплены красные звезды. Если ушло два человека – на стене две звезды.

Памятник «Землякам, защищавшим Родину»

В советское время единственную церковь в Верколе снесли, позже на ее месте жители своими руками поставили памятник (два фронтовика, которые хотели почтить память погибших друзей). Когда разрешили снова построить церковь, многие хотели восстановить ее на старом месте, но оно уже было занято памятником. Мнения разделились: кто-то хотел перенести памятник и возвести там церковь, другие не желали его убирать. После некоторых раздумий решили поставить новый памятник, снести старый и на его месте построить церковь. Сейчас в центре деревни находится монумент «Землякам, защищавшим Родину».


Жители Верколы чтят и хранят память о героях. В каждом доме есть фотографии родственников, сделанные до, во время и после войны, письма с фронта, написанные на обрывках пожелтевшей бумаги, документы, в которых указаны все награды, газеты, книги и статьи, посвященные каждому участнику боев и труженикам «второго» фронта. В группе «Веркола» в Вконтакте (https://vk.com/verkola29) постоянно проходит информация о поиске новых материалов, посвященных фронтовикам, акциях, связанных с увековечиванием их памяти. Дети, внуки и правнуки воевавших бережно собирают все, что хранит память о Великой Отечественной войне.

Авторы: Иванова Варвара и Левшина Вероника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *