краеведческий альманах пинежского села
Храмы и часовни Веркольского монастыря
Храмы и часовни Веркольского монастыря

Храмы и часовни Веркольского монастыря

Артемиевский храм

Церковь в честь Cвятого праведного Артемия Веркольского, одноэтажная, холодная. В трапезной части имеет два придела: южный – Cвятителя Николая Чудотворца, северный – Великомученика Артемия. Это первый каменный храм на территории монастыря. Сооружен в 1785–1806 гг., перестроен после пожара в 1843 г, а затем в 1866–1867 гг.

Благословение на построение каменного храма в Веркольской обители дал преосвященный Вениамин, епископ Архангельский и Холмогорский, в начале 1778 года. Строительство это было вызвано необходимостью обезопасить обитель от пожаров. Семь лет трудилась братия над заготовкой материала для церкви. 23 сентября 1785 года была совершена закладка церкви и началось строительство. Поскольку приделы были отделаны и освящены уже в 1791 году, то св. мощи праведного отрока были в том же году перенесены из деревянной церкви в придел святителя Николая. Когда же и главный храм был окончательно отделан, мощи были туда торжественно перенесены 22 января 1806 года. Тогда же состоялось и освящение храма.

Церковь соединяется с каменной колокольней, высотой 4 сажени1.

В «Описной книге церковному и монастырскому имуществу заштатного Веркольского монастыря, май 1836 г.» значится:
«На колокольнице 7 колоколов (24 пуда 17 фунтов, 11 пудов, 5 пудов, 3 пуда 19 фунтов, 3 пуда 18 фунтов, 1 пуд, 1 пуд). Все колокола висят на моржевых гужах и подкреплены пеньковыми веревками».

В 1886 году на колокольне Артемиевского храма были установлены башенные часы.

Рака с мощами Артемия Веркольского.
Фото кон. XIX – нач. XX вв.

Именно здесь, в первом каменном храме на территории монастыря, ранее покоились святые мощи праведного Артемия.

По причине случившегося в 1840 году пожара сгорели два теплых придела, а также ризница с церковным имуществом и архивом. Сгоревшие иконостасы были заменены в 1842 году на новые.

В 1887 году состоялось торжество переложения мощей праведного Артемия из деревянной в серебряную раку.

Артемиевская церковь (вид с юго-востока). Фото 2021 г.

Глядя на Артемиевский храм в наши дни, хочется повторить вслед за автором описания Веркольского монастыря начала XX века: «Эта каменная церковь существует и доныне в обители, сохраняя с внешней стороны без изменения свой древний вид».2

Успенский собор

Самой крупной постройкой в монастыре за всё время его существования был новый каменный двухэтажный собор, воздвигнутый на средства св. праведного Иоанна Кронштадтского. Его строительство началось при архимандрите Виталии (Вяземском) 17 сентября 1891 года.

Проект был составлен петербургским архитектором академиком Р. Р. Марфельдом.(Участвовал как инженер в создании храма-памятника в честь победного окончания русско-турецкой войны на Шипке в Болгарии.) Марфельд придерживался традиций русской архитектуры XVII века. Замечательны крыльцо собора и открытая галерея для крестного хода в виде балкона.

Постройка соборного храма велась под наблюдением губернского архитектора Э. Крауспа.

Успенский собор. Чертежи. Архитектор Р. Р. Марфельд.
Успенский собор. Чертежи. Архитектор Р. Р. Марфельд.

Освящение собора состоялось 14–15 июня 1897 года. Верхний храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы – освятил архимандрит Виталий, а нижний – в честь Рождества Христова – Святой праведный Иоанн Кронштадтский. После освящения он произнес замечательную проповедь. Она была напечатана в «Архангельских епархиальных ведомостях» за 1897 год. Приводим фрагмент этой проповеди:

«Ныне совершилось – с благословения преосвященного Иоанникия, епископа Архангельского и Холмогорского, – освящение величественного и благолепного вновь сооруженного храма сего. Благодарю Господа, сподобившего меня принять участие в торжестве освящения… И вот он [храм] сияет и красуется – во-первых, благодатию Божиею, вселившеюся в него отныне по освящении Духом Святым, а потом внешним благолепием и красотою. Ныне этот храм – небо земное; это дом Божий и сия врата небесная. Тут Промысл Божий, и очи Господни день и ночь будут отверсты на храм сей и на входящих в него. Теперь ежедневно будет приноситься в нем страшная и всеспасительная жертва Богу Отцу – Пречистое Тело Христово, за нас ломимое, и Животворящая Кровь, за нас и за многия изливаемая и нам преподаваемая в очищение грехов, в освящение, обновление и обожение. Еще одним святым местом спасительного жертвоприношения стало больше на земле; еще явилось место прибежища для душ христианских, ищущих примирения с Богом и соединения с Ним. Благодарение Господу, пекущемуся о спасении нашем и открывающему нам новые источники Своей благодати. Итак, новый храм готов, закончен, украшен, освящен, облагоухан кадильным фимиамом, освещен горящими светильниками; отныне Господь воссел на Престоле Своем…
Но все ли тут? Всё ли готово здесь для Небесного Царя, что Он хотел бы непрестанно здесь видеть, и слышать, и обонять? Нет, не всё. Здесь не достает нашей внутренней душевной чистоты и благолепия, не достает нашего духовного, сердечного, святого соответствия святыне храма и святости Господа и святых, здесь благодатно пребывающих. Ведь для нас и для вас, братия, здесь подвизающиеся, и для всех посещающих храмы Божии создан и этот храм. Мы здесь присутствуем телом, но всегда ли присутствуем всем помышлением, всем сердцем, всем добрым произволением; всегда ли сердца наши горят верою и любовию ко Господу; всегда ли души наши благоухают смирением, кротостью, чистотой, целомудрием, милостию и правдою? Храмы рукотворенные созидаются и освящаются для нас, чтобы мы, как живые камни, устрояли из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу…»

Протоиерей Иоанн Сергиев (праведный Иоанн Кронштадский (1908)

В 1900 году проект росписей верхнего храма было поручено выполнить живописцу Дмитрию Груздеву, прибывшему в Веркольский монастырь в числе богомольцев из Москвы.

«Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы стал украшением монастыря, он поражал посетителей обители не только своей величественностью и грандиозностью, но и красотой. С наружной стороны привлекали внимание иконы хорошей работы. Кругом всего храма имелась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная железной решеткой. Внутри храм был украшен великолепной московской работы золочеными иконостасами. Иконы писаны художником Сафоновым в «сторого византийском стиле». В нижнем соборе перед алтарем помещалась ризница, отделявшаяся от алтаря стеклянными дверями».3

Веркольский монастырь
Главный собор. Двухэтажный. Наверху – летний.
Особенно красив верхний храм. Очень высоко и очень светло. Громадный и уютный.
Иконостас новый, с большими, молодыми, но хорошо написанными иконами.
Стены расписаны хуже. Но расписаны не сплошь, как в старых храмах (Ростов Великий, Василий Блаженный), а с промежутками, по-картинному, по-современному.
Много цветастых бордюров, разных лент (роспись) вокруг окон.
Иной у храма и колорит: розово-малиновые и голубые краски. В окнах – витражи (цветные стекла).
Всё удивительно жизнерадостно. В общем храм настраивал не на отказ от жизни, а наоборот. Он заражал жизнью.
Любите жизнь! Она и есть рай настоящий – вот какой смысл, кажется, вкладывал художник в росписи. Ваш край суровый. Но жизнь хороша.
Да, удивительно радостные службы были в этом храме.
А хор? С огромным балконом. Краски. Благоухающий ладан. Веселые росписи (никакой строгости). Даже Иоанн Предтеча в косматой шкуре не внушает ужаса. Добрые, веселые люди… Прославляющие жизнь.
Красиво. Чудно!
А раззолоченные одежды служителей! Л. Толстой не видит в них красоты. А это было красиво. Черная мантия монаха здесь была неуместна. Выпадала из общего плана. И монахи редко вступали на второй этаж. Этот храм был целиком предназначен для мирских, для гостей. Радостью наполнялось сердце. Неожиданно. Художник рассуждал: хватит суровости вокруг. А в храме надо красоты побольше. Чтобы верующие получали хороший заряд энергии. Чтоб им хотелось вернуться сюда.
Да, суровый север. И вдруг райские кущи. Выходить не хочется из храма.
И вход на второй этаж тоже радостный. Двускатное крыльцо.

(Из записных книжек Ф. А. Абрамова).
Иконостас Успенского собора. Фото нач. XX в.
Иконостас Успенского собора. Фото 2021 г.

Сохранившиеся фрагменты росписей Успенского собора. Фото 2021 г.

Успенский собор. Фото 1990-е гг.

Колокольня и Иверский храм

Одним из наиболее выдающихся сооружений в период игуменства о. Феодосия (Орехова) является построение ограды с башнями и в связи с ними величественной и очень красивой колокольни. Работы были начаты в 1869 году и закончены в сентябре 1879 года. «Материалы на эти постройки пошли все монастырские; одного кирпича пошло на них миллион двести тысяч».

В башнях разместились кельи и некоторые мастерские.

В 1876 году во время сооружения каменной колокольни над Святыми воротами по общему согласию братии и настоятеля Веркольского монастыря игумена Феодосия и с разрешения епархиального начальства был устроен в третьем этаже этой колокольни храм с одним приделом во имя Иверской иконы Божией Матери. По окончании отделки храм был освящен 21 августа 1876 года.

Каменная колокольня с храмом в честь Иверской Божией Матери. Фото нач. XX в.

В 1886 году на колокольню был поднят большой колокол весом 258 пудов 13 фунтов. А в следующем году еще двух колоколов весом: 127 пудов и 31 пуд.

После закрытия монастыря в 1920 году надвратный храм с колокольней, каменная стена вокруг обители и многие постройки были затем разобраны на кирпичи.

Представить, как выглядела монастырская ограда нам помогает эскизный проект, «выполненный на основании фотографий существовавшей ограды и натурных обследований». При этом авторы стремились чтобы новые фасады ограды максимально соответствовали существовавшим.

Эскизный проект ограды Свято-Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Общий вид.
Эскизный проект ограды Свято-Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Западная сторона.

Эскизный проект ограды Свято-Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Южная сторона.

Эскизный проект ограды Свято-Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Западная сторона. Колокольня и башня.

Казанский деревянный храм

В сентябре 1861 года преосвященнейший Нафанаил, епископ Архангельский и Холмогорский, пожертвовал Веркольской обители свою келейную икону Казанской Божией Матери, точный снимок и меру с находящегося в г. Казани чудотворного образа. В честь этой иконы и было решено игуменом Феодосием с братиею соорудить в обители деревянную церковь с трапезой, на что было получено разрешение епархиального начальства.

При игумене Феодосии в 1867 году был заложен новый большой на каменном фундаменте деревянный корпус для трапезы и келлий с церковью во имя Пресвятой Богородицы Казанской. Усердием благотворителей корпус был выстроен и покрыт железом, отделан внутри, и в 1868 году по окончании всех строительных и отделочных работ церковь была освящена по благословению епископа Нафанаила игуменом Феодосием и 6 окрестными приходскими священниками.

Казанский каменный храм

Трехэтажный корпус с трапезной и храмом в честь Казанской иконы Божьей Матери (1907–1910 гг.) был воздвигнут при архимандрите Варсонофии. Это грандиозное здание, украшенное колонками и другими рельефами, стало еще одним украшением обители: расписанный храм, большая трапезная, просторные кельи. Внизу находилась огромная печь, в которую закладывались 4-метровые бревна, и весь корпус обогревался по тепловым каналам.

Трапезный корпус с Казанской церковью (после реставрации). Вид с северо-востока. Июль 2021 г.
Вид с северо-запада. Июль 2021 г.

Георгиевская церковь

С незапамятных времен, еще до основания Веркольской обители, Веркольские приходские церкви – Никольская (в честь свт. Николая) и Георгиевская (в честь великомученика Георгия4) – находились на левом берегу реки Пинеги, где в настоящее время расположена Веркольская обитель, возле и вне монастырской ограды на северной стороне.

В 1872 году они поступили в полную собственность Веркольского монастыря. Сведений о том, кем и когда эти церкви были основаны – не было.

В 1883 году обе они за ветхостью были разобраны до основания и на месте их были вновь сооружены монастырем две деревянные церкви.

Георгиевская церковь до наших дней не сохранилась.

Ильинская церковь

Название воссозданной заново в 1883 г. церкви во имя святителя Николая спустя некоторое время было изменено, поскольку в монастыре имеется придел свт. Николая в Артемиевском храме. Деревянная церковь стала называться Ильинскою (в честь пророка Божия Илии5).

В годы советской власти окрестные жители в праздник Ильи пророка всегда приходили к храму и молились около него, потому что вход был закрыт.

В 1993 году Ильинскую церковь полностью восстановили, застеклили окна, сделали крыльцо, покрыли новым железом крышу.

Часовня святого отрока Артемия

Артемиевская часовня. Июль 2021 г.

В 1860-е годы, при игумене Феодосии, была возобновлена и почти вся вновь переделана, на фундаменте из дикого камня, та самая часовня, в которой находились после пожара прежних церквей, бывшего в 1639 году, нетленные останки угодника Божия Артемия в течение 10 лет – до 1649 года. Часовня эта перекрыта, обшита тесом, окрашена и исправлена как снаружи, так и внутри, и в ней поставлен небольшой двухсоставный иконостас; спустя некоторое время она обращена в церковь.

«На 1879 г. часовня в обители была одна – деревянная близ самой обители, уже более 200 лет стоящая при прежней приходской церкви свт. Николая Чудотворца, где по описанию лежали мощи праведного Артемия после пожара, до перенесения их в первый раз в обитель, а теперь стоит рака. Эта часовня была возобновлена в 1867 г., обшита, перекрыта, выкрашена и утверждена на каменном фундаменте, а в 1879 г.6

Часовня во имя праведного отрока Артемия стояла в обители на протяжении четырех веков. С 1639 по 1649 годы в ней находились мощи святого отрока. В годы безбожия, по просьбе жителей Летополы, часовню передали в деревню под народный дом. И лишь в 2006 году благотворители дали необходимую сумму для ее восстановления. Бригада мастеров под руководством Ивана Игната всего за несколько месяцев сделала новую часовню на прежнем месте. Все работы велись по старинной технологии, Крыша покрыта кровельным тесом, а купол осиновым лемехом.

Артемиевская церковь на Ежемени

В 1868 году на месте преставления праведного отрока Артемия, близ деревни Ежемень, отстоящей вверх по течению реки Пинеги от Веркольской обители в 2-х верстах7, вместо прежней ветхой часовни заложили новую с алтарем, трапезной и колокольней. В июле 1876 года по благословению преосвященнейшего Ювеналия, епископа Архангельского и Холмогорского, часовня эта была освящена в церковь во имя праведного Артемия.

В годы безбожия в церкви хранили зерно. В ней находилась деревянная рака, в которой до конца XIX века пребывали мощи праведного отрока Артемия.

С этой церкви никогда не снимали кресты.

Использованная литература:

1. «Описание Веркольскаго первокласснаго общежительнаго Св. Праведнаго Артемiя монастыря  Архангельской губернии, Пинежскаго уезда». Изд. 6-е. С.-Пб., 1911.

2. «Защитниче Северного края…» Артемиево-Веркольский монастырь в XVI–XXI вв. (Автор-составитель Т. А. Санакина). Архангельск, 2018.

3. «Артемиево-Веркольский монастырь». (Автор-составитель Л. М. Соснина). Архангельск, 2010.

4. «Свято-Артемиево-Веркольский монастырь». Православные монастыри. Путешествие по святым местам. № 69. 2020.

5. Информационные стенды о истории обители, расположенные в Успенском храме Артемиево-Веркольского монастыря.


  1. 1 сажень = 2, 13 метра. 

  2. «Описание… 1911». 

  3. «Защитниче Северного края…» 

  4. Великомученик Георгий – сын богатых и благочестивых родителей. Отличался умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Был тысяченачальником на военной службе у римского императора Диоклетиана. Пострадал в Никомидии в 303 г., когда объявил себя перед императором христианином и был подвергнут многочисленным жестоким истязаниям. Перенёс все мучения и не отрёкся от Христа. Был усечен мечем. 

  5. Пророк Илия – библейский пророк в Израильском царстве в IX веке до н. э. 

  6. «Защитниче Северного края…» 

  7. 1 верста = 1,06 км. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *